Ответы Пушкинский диктант 2025

Содержание
  1. 1-3 класс
  2. 1. Какого стихотворения А. С. Пушкин не писал?
  3. 2. Дополни строки в стихотворении А. С. Пушкина «Зимнее утро» используя слова для справок.
  4. 3. Определи значение выделенного слова и подчеркни правильный ответ.
  5. 4. Какое время года особенно любил А. С. Пушкин?
  6. 5. Вставь в тексте пропущенные буквы.
  7. 6. Узнай сказку по отрывку.
  8. 7. Разгадай ребус:
  9. 8. Какой волшебный предмет встречается в сказке А. С. Пушкина? Обведи верный вариант ответа.
  10. 9. «Позолоченный рожок», с которым беседовал Елисей.
  11. 10. Какие пороки обличает «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»?
  12. 4-5 класс:
  13. 1. Рассмотрите картину Н. Н. Ге «И . И. Пущин у А . С. Пушкина в Михайловском». В основу сюжета Николай Ге положил историю о том, как во время ссылки в Михайловском Пушкина навестил Иван Пущин, его лицейский товарищ. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания.
  14. 2. Если обратиться к сказке Пушкина, то узнаем, что этот вид одежды встречался не только среди дворянства и купечества XIX века, но и в народном костюме.
  15. 3. Восстановите деформированный текст. Облака слов составлены из известных произведений А. С. Пушкина. Какие произведения зашифрованы?
  16. 4. В сказках А. С. Пушкина часто встречается упоминание календарного времени. Вставьте пропущенные слова. Вспомните сказки, из которых взяты эти строки, укажите номер (смотри подсказки).
  17. 5. Подумай, о чём идет речь? Ответом к загадке является слово, обозначающее предмет или явление, о котором говорится в сказках А.С. Пушкина. Картинка подскажет тебе ответ.
  18. 7. Ученик 5 класса во время выступления, разволновавшись, перепутал некоторые слова из пролога к поэме «Руслан и Людмила». Помоги пятикласснику, найди, исправь все ошибки в приведённом тексте и запиши сверху верное слово.
  19. 8. Угадайте по представленным предметам быта сказки А.С. Пушкина.
  20. 6-7 класс
  21. 1. Прочитайте стихотворение Алексея Плещеева «Памяти Пушкина». Поэт Алексей Николаевич Плещеев прочитал это стихотворение на открытии памятника Пушкину в Москве в 1880 году и потом на заседании «Общества любителей российской словесности».
  22. 2. Толкователи, прочитайте отрывки из произведения «Евгений Онегин». Объясните значение выделенных слов и запишите их в таблицу ниже. В случае затруднений воспользуйтесь словами для справок (или см. толковые словари).
  23. 3. Современный художник Игорь Шаймарданов создал серию картин «Ситцевый Пушкин». Одна из этой серии перед вами.
  24. 4. 21 августа 1836 г. А. С.Пушкин пишет стихотворение «Памятник», начинающееся строками: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». А российский народ увековечил имя поэта в рукотворных монументах. О великом классике помнит «и гордый внук славян, и финн, и ныне дикой тунгус, и друг степей калмык». По фото определите, в каких славянских столицах установлены памятники Александру Сергеевичу?
  25. 5. Соотнесите портреты исторических лиц и мифологических героев с героями баллады А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».
  26. 6. Византийский город, который покорил славный князь Олег, на протяжении веков не раз менял названия. Выполните задания, чтобы узнать одно из них. В нужном вам слове 15 букв.
  27. 7. А. С. Пушкин, по воспоминаниям современников, был знатоком кулинарного дела. Поэт был неприхотлив в еде, но в то же время он понимал толк в ней. Он любил блины, двойные щи (ложка в них должна была стоять), ботвинью, всевозможные пироги и ватрушки, соленья и варенье, калью с огурцом, варенец и др. Прочитайте рецепты любимых блюд А. С. Пушкина и напишите их названия.
  28. 8-9 класс
  29. 1. Прочитайте отрывок из незавершенного исторического романа А.С.Пушкина «Арап Петра Великого», который был начат 31 июля 1827 года. В ходе работы над романом А. С. Пушкин собирал материалы о событиях петровской эпохи, её традициях и образе жизни. Ценностью данного труда является то, что полного историографического описания периода правления Петра I до Пушкина не существовало.
  30. 2. В мировой литературе существуют произведения со схожими литературными героями. В русской литературе также отмечено это явление. Назовите исторических персонажей, описанных в произведениях А. С. Пушкина и указанных авторов.
  31. 3. Укажите, кому были посвящены строки стихотворений А. С. Пушкина (к указанной букве подберите цифру). Как указанный отрывок стихотворения связан с биографией А. С. Пушкина?
  32. 4. Рассмотрите «облако слов». В нем зашифровано стихотворение А.С. Пушкина, посвященное одному русскому празднику. Сам Пушкин так писал о нем в своем письме издателю Гнедичу, к которому приложил и это стихотворение: «Знаете ли вы трогательный обычай русского мужика в ? выпускать на волю птичку? вот вам стихи на это».
  33. 5. В ребусах зашифрованы названия трех камней, которые были на кольцах, принадлежавших Пушкину, или подаренных им кому-то. Отгадайте ребус и напишите название указанных камней.
  34. 6. Разные специалисты насчитывают от 28 до 30 «дуэльных историй» с участием Пушкина. Отдельные эпизоды поэт воспроизводит в своих произведениях.
  35. 7. Ниже даны отрывки из произведений Александра Сергеевича Пушкина, в которых упоминаются блюда. В тексте задания дано несколько вариантов. Выберите правильный, подчеркните его.
  36. 8. Вставьте на месте пропусков географические названия, упомянутые в произведениях А. С Пушкина.
  37. 9. Назовите художника и его произведение. Пушкин влюбился в творчество этого художника ? еще до возвращения его (художника) в Россию. Картина живописца прибыла в Россию раньше автора — в 1834 году. Александр Сергеевич посвящает ей несколько поэтических строк.
  38. 10. 21 августа 1836 г. А. С.Пушкин пишет стихотворение «Памятник», начинающееся строками: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». А российский народ увековечил имя поэта в рукотворных монументах. О великом классике помнит «и гордый внук славян, и финн, и ныне дикой тунгус, и друг степей калмык». Какой из памятников на данных фото установлен благодарным калмыцким народом русскому поэту?
  39. 10-11 класс
  40. 1. Прочитайте отрывок из наброска А. С. Пушкина «Воображаемый разговор с Александром I», сделанного в конце 1824 года, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания.
  41. 2. «Заселите домик». Даны герои: Зурин, Архип, Савельич, Зарецкий, Филипьевна, Пимен, Миронов, Егоровна, Ольга, Саша.
  42. 3. Восстановите деформированный текст. Облака слов составлены из известных произведений А. С. Пушкина. Какие произведения зашифрованы?
  43. 4. Во времена Пушкина длинные путешествия через всю Россию совершали на лошадях. Вот что мы находим в «Евгении Онегине»:
  44. 5. «Маленькие трагедии» — это цикл коротких драматических пьес А. С. Пушкина, написанный в 1830–1832 годах в Болдино. Знаете ли вы, где происходит действие в каждом их этих произведений? Соотнесите название трагедии с эпохой и страной.
  45. 6. А.С. Пушкин много писал о Санкт-Петербурге. Напишите, о каких достопримечательностях идет речь в этих отрывках из стихотворений великого поэта.
  46. 7. Сопоставьте цитаты из произведений А. С. Пушкина и предметы мужского и женского гардероба пушкинской эпохи, отражающие быт и культуру того времени. Укажите, какая цитата и какой предмет гардероба наиболее точно соответствуют друг другу.
  47. 8. Укажите, кому были посвящены строки стихотворений А. С. Пушкина (к указанной букве подберите цифру).
  48. 9.  Многим героям из произведений Пушкина установлены памятники. Этот памятник находится на «Поляне сказок» в Ялте. Он выполнен в 1972 году из кованого железа московским скульптором Т. Митлянским. Назовите героя.
  49. 10. А теперь представьте, что Вы создали пост об этом памятнике и должны разместить хештег. Придумайте хештег, учитывая текст выше. Удачи!
  50. Для студентов вузов и взрослых 
  51. 1. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания, раскройте скобки.
  52. 2. Назовите 5 мест на территории нашей страны, где есть музеи, связанные с именем А.С. Пушкина. Соотнесите эти места с представленными фотографиями.
  53. 3. Узнайте героя одного из произведений А.С. Пушкина, который говорит следующие слова. Назовите произведение.
  54. 4. Узнайте поэта, который написал эти строки об А.С. Пушкине.
  55. 5. Назовите авторов следующих рисунков (иллюстраций) к произведениям А.С. Пушкина.

1-3 класс

1. Какого стихотворения А. С. Пушкин не писал?

  • «Зимнее утро»
  • «Зимний день»
  • «Зимний вечер»

2. Дополни строки в стихотворении А. С. Пушкина «Зимнее утро» используя слова для справок.

Вечор, ты помнишь, вьюга ____,
На мутном небе мгла ____;
Луна, как бледное __,
Сквозь тучи мрачные ___,
И ты печальная ____ …
Слова: 1-злилась, 2-носилась, 3-пятно,  4-желтела, 5-сидела.

3. Определи значение выделенного слова и подчеркни правильный ответ.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.

1. Доска для сидения и лежания.
2. Длинный каменный выступ у русской печи для лежания. 
3. Кусок ткани или сетки, подвешенный за две и более точки.

4. Какое время года особенно любил А. С. Пушкин?

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Слово: Осень

5. Вставь в тексте пропущенные буквы.

А.С. Пушкин всю жИзнь лЮбил и изучАл фольклор. Везде, куда ни зАбрасывала его судЬба, он запИсывал
песни, скаЗки, загаДки, предания, пословицы, погОворки.

6. Узнай сказку по отрывку.

С ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила…

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

7. Разгадай ребус:

Слово: Елисей

8. Какой волшебный предмет встречается в сказке А. С. Пушкина? Обведи верный вариант ответа.

Слово: Зеркальце

9. «Позолоченный рожок», с которым беседовал Елисей.

Слово: Месяц

10. Какие пороки обличает «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»?

1. Хитрость и предательство.
2. Высокомерие и зависть. 
3. Лень и скупость.

4-5 класс:

1. Рассмотрите картину Н. Н. Ге «И . И. Пущин у А . С. Пушкина в Михайловском». В основу сюжета Николай Ге положил историю о том, как во время ссылки в Михайловском Пушкина навестил Иван Пущин, его лицейский товарищ. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания.

На пол.О.тне изображена комната с довольно скромной о.Б.становкой, камин, письме(нн,н)ый стол, ш.И.рма и несколько стульев. Единственное что оживля.Е.т интерьер – сто.П.ки кни.Г., л.Е.жащие повсюду. В центр.Е. комнаты стоит главный г.Е.рой. В его руках листки с п.Ь.есой, которую он чита.Е.т вслух. В кресл.Е. перед ним – дру.Г. Иван Пущин, а позади стола с рук.О.делием сидит любимая няня Арина Родионовна. Их лица обращены к поэту, оба слушают Пушкина с чрезвычайным вниманием. Пол.О.тно пронизано светом ясно.Г.о и морозно.о зимне.Г.о утра, а в комнате царит атмосфера т.Е.пла и уюта.

2. Если обратиться к сказке Пушкина, то узнаем, что этот вид одежды встречался не только среди дворянства и купечества XIX века, но и в народном костюме.

Воротился старик ко старухе.
Что он видит? Стоит терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей…..
Отыщите зашифрованное слово, взятое из «Сказки о рыбаке и рыбке», обводя каждую третью букву.

Слово: ДУШЕГРЕЙКЕ

3. Восстановите деформированный текст. Облака слов составлены из известных произведений А. С. Пушкина. Какие произведения зашифрованы?

Стихотворение: К няне. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

4. В сказках А. С. Пушкина часто встречается упоминание календарного времени.
Вставьте пропущенные слова. Вспомните сказки, из которых взяты эти строки, укажите номер (смотри подсказки).

А) Они жили в ветхой землянке
Ровно 30 лет и 3 года.
Сказка №3

Б) Три девицы под окном
Пряли поздно Вечерком.
Сказка №1

В) Здравствуй, красная девица, —
Говорит он, — будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Сказка №1

Г) Царь недолго собирался:
В тот же вечер обвенчался.
Сказка №1

Д) Долго царь был неутешен,
Но как быть? и он был грешен;
год прошел, как сон пустой,
Царь женился на другой.
Сказка №1

Е) Подождать она хотела
До обеда, не стерпела,
В руки яблочко взяла,
К алым губкам поднесла…
Сказка №2

№1 – «Сказка о Царе Салтане»
№2 – «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
№3 – «Сказка о рыбаке и рыбке».

5. Подумай, о чём идет речь? Ответом к загадке является слово, обозначающее предмет или явление, о котором говорится в сказках А.С. Пушкина. Картинка подскажет тебе ответ.

1.Сказки Пушкина читал?
Сетью той старик поймал
В море рыбку золотую.
Знаешь, братец, снасть такую? — невод

2. Сказка — ложь! Да в ней намек,
Лютой жадности упрек.
В то старуха слезы льет,
В чем стирать нельзя белье. — корыто

3. В сказке попу обязались черти
Что-то платить до поповой смерти.
За тем и пошел к ним Балда, не споря,
Чтоб с полным мешком возвратиться вскоре. — оброк

4. Пушки с пристани палят,
Всем сейчас сказать велят,
Как зовется этот остров,
Где живется сказкам просто? — Буян

5. «У лукоморья…» знаешь стих?
Не помнишь если, то прочти.
Ответь, что «с Бабою-ягой
Идёт, бредёт сама с собой»? — ступа

6. Немало сказок интересных
Поведать может кот ученый.
Так назовите же то место,
Где с цепью дуб растет зеленый? — Лукоморье

7. Ученик 5 класса во время выступления, разволновавшись, перепутал некоторые слова из пролога к поэме «Руслан и Людмила». Помоги пятикласснику, найди, исправь все ошибки в приведённом тексте и запиши сверху верное слово.

Пролог к поэме «Руслан и Людмила»
У лукоморья дуб учёный (зеленый);
Простая (златая) цепь на дубе том:
И днём и ночью кот зелёный (ученый) 
Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо — сказ (песнь) заводит,
Налево — песню (сказку)  говорит.
Там чудеса: там русалка (леший)  бродит,
Леший (русалка) на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках
Шаги (следы) невиданных зверей;
Избушка там на поросячьих (курьих) ножках
Стоит без балкона (окон), без дверей.

8. Угадайте по представленным предметам быта сказки А.С. Пушкина.

А — «Сказка о царе Салтане»
Б — «Сказка о рыбаке и рыбке»
В — «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Г — «Сказка о золотом петушке»

6-7 класс

1. Прочитайте стихотворение Алексея Плещеева «Памяти Пушкина». Поэт Алексей Николаевич Плещеев прочитал это стихотворение на открытии памятника Пушкину в Москве в 1880 году и потом на заседании «Общества любителей российской словесности».

Выполните следующие задания:
1.1 Вставьте нужные буквы, раскройте скобки;
1.2 В стихотворении пронумерованы запятые, выпишите цифру(-ы) на месте запятой, выделяющей обращение;
1.3. Определите, каким средством художественной выразительности является выделенное словосочетание.
Алексей Плещеев «Памяти Пушкина»

Мы чтить тебя пр…выкли с де…ских лет,(1)
И дорог нам твой образ бл…городный;
Ты рано смолк; но в памяти народной
Ты (не)умрешь,(2)возлюбленный поэт!

Бе(с,сс)мертен тот, (3)чья муза до конца
Д…бру и красоте (не) изменяла,(4)
Кто в…лновать умел людей сер(?)ца
И в них будить стр..мленье к ид…алу;

Кто сердцем чист средь пошлости людской,(5)
Средь лжи кто верен правде ост…вался
И кто б…рег р…вниво светоч(?) свой,(6)
Когда на мир унылый мрак спускался.

И всё ещё г…рит нам светоч(?)тот,
Всё гений твой пути нам осв…щает;

Чтоб духом мы (не)пали средь (не)взгод,
О красоте и правде он в…щает.

Все лучшие п…рывы посв…тить
Отчизне ты з…вешь нас из могилы;
В пр…дажный век, век лжи и грубой силы
З…вешь добру и истине служить.

Вот почему, возлюбленный поэт,
Так дорог нам твой образ бл…городный;
Вот почему (не)изгладимый след
Тобой оставлен в памяти народной

Ответ: Мы чтить тебя привыкли с детских лет,
И дорог нам твой образ благородный;
Ты рано смолк; но в памяти народной
Ты не умрешь, возлюбленный поэт!

Бессмертен тот, чья муза до конца
Добру и красоте не изменяла,
Кто волновать умел людей сердца
И в них будить стремленье к идеалу;

Кто сердцем чист средь пошлости людской,
Средь лжи кто верен правде оставался
И кто берег ревниво светоч свой,
Когда на мир унылый мрак спускался.

И всё еще горит нам светоч тот,
Всё гений твой пути нам освещает;
Чтоб духом мы не пали средь невзгод,
О красоте и правде он вещает.

Все лучшие порывы посвятить
Отчизне ты зовешь нас из могилы;
В продажный век, век лжи и грубой силы
Зовешь добру и истине служить.

Вот почему, возлюбленный поэт,
Так дорог нам твой образ благородный;
Вот почему неизгладимый след
Тобой оставлен в памяти народной!

Ответ 1.2 – 1, 2
Ответ 1.3. – метафора

2. Толкователи, прочитайте отрывки из произведения «Евгений Онегин». Объясните значение выделенных слов и запишите их в таблицу ниже. В случае затруднений воспользуйтесь словами для справок (или см. толковые словари).

1. «В последнем вкусе туалетом
Заняв ваш любопытный взгляд,
Я мог бы пред ученым светом
Здесь описать его наряд;
Конечно б это было смело,
Описывать мое же дело:
Но панталоны, фрак, жилет,
Всех этих слов на русском нет …»

2. «Покамест в утреннем уборе,
Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед…»

3. «Когда стремглав верхом она
Несется по полям одна,
Коня пред ним остановляет,
Ремянный повод натянув,
И, флер от шляпы отвернув,
Глазами беглыми читает
Простую надпись — и слеза
Туманит нежные глаза.» …

4 «Бренчат кавалергарда шпоры;
Летают ножки милых дам…»

Панталоны – 5) принадлежность женского белья, закрывающая тело от пояса до колен

Фрак – 4) короткая мужская одежа, куртка с хвостами, полами

Жилет – 3) безрукавая короткая поддевка до поясницы

Боливар – 2) широкополая шляпа- цилиндр

Шляпы с флером – 1) шарф из прозрачной ткани

Шпоры – 6) пристёгнутые к сапогам торчки, шпеньки, с зубчатыми кружками.

3. Современный художник Игорь Шаймарданов создал серию картин «Ситцевый Пушкин». Одна из этой серии перед вами.

2.1.В каком народном празднике принимает участие поэт? – Масленица
2.2. Какие строчки из романа «Евгений Онегин» можно соотнести с данной картиной?
Настали святки.
То-то радость!
Гадает ветреная
младость,
Гадает старость
сквозь очки
У гробовой своей
доски…

Родные люди вот какие:
Мы их обязаны ласкать,
Любить, душевно уважать
И, по обычаю народа,
О Рождестве их навещать.

Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины…

В день Троицын, когда народ,
Зевая, слушает молебен,
Умильно на пучок зари
Они роняли слезки три…

4. 21 августа 1836 г. А. С.Пушкин пишет стихотворение «Памятник», начинающееся строками: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». А российский народ увековечил имя поэта в рукотворных монументах. О великом классике помнит «и гордый внук славян, и финн, и ныне дикой тунгус, и друг степей калмык». По фото определите, в каких славянских столицах установлены памятники Александру Сергеевичу?

1-Минск
2-Москва
3- Киев

Вы быстрее ответите на вопрос и заработаете балл, если знаете, какие языки образуют современную восточнославянскую ветвь? – Русский, Украинский, Белорусский

5. Соотнесите портреты исторических лиц и мифологических героев с героями баллады А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

1) Ольга

2) Кудесник
3) Игорь
4) Перун
5) Олег

6. Византийский город, который покорил славный князь Олег, на протяжении веков не раз менял названия. Выполните задания, чтобы узнать одно из них. В нужном вам слове 15 букв.

Слово – Константинополь

7. А. С. Пушкин, по воспоминаниям современников, был знатоком кулинарного дела. Поэт был неприхотлив в еде, но в то же время он понимал толк в ней. Он любил блины, двойные щи (ложка в них должна была стоять), ботвинью, всевозможные пироги и ватрушки, соленья и варенье, калью с огурцом, варенец и др. Прочитайте рецепты любимых блюд А. С. Пушкина и напишите их названия.

1. Это холодное суповое блюдо на квасу из отварной свекольной ботвы, крапивы и лебеды, зеленого лука, огурцов и слегка отваренной красной рыбы, как свежей, так и солено-копченой. По вкусу можно добавить огуречную траву и укроп. – Ботвинья

2. Молоко налейте в глиняную крынку и поставьте в печь для длительного томления (не кипения!). Когда молоко выпаривалось на треть и приобретало густую консистенцию, светло-коричневый оттенок и аппетитную пенку, заправьте его сливками и оставьте при комнатной температуре еще 3–4 часа. При желании в него добавьте сахар. – Варенец

3. Сварите это блюдо из свежей капусты или квашеной, двух морковей, одной репы и двух луковиц; на ночь поставьте в глиняном горшке на мороз; поутру разогрейте, пропустите сквозь сито жижу, а гущу, т.е. и овощ, и говядину, протрите сквозь частое решето и на этой жиже, а не на простой воде, варите новое блюдо с новой капустой, кореньями, говядиной. – Щи двойные

4. Курицу отварите в соленой воде. Шпинат, сельдерей, морковь, лук обжарьте на растительном масле 10-15 минут. Нарежьте курицу, грудинку, колбасу, соленые огурцы и чеснок. И положите в кастрюлю с бульоном. Добавить огуречный рассол и обжарку. Доведите до кипения и выключите. Поперчите по вкусу. Подавать на стол с гренками. – Калья

8-9 класс

1. Прочитайте отрывок из незавершенного исторического романа А.С.Пушкина «Арап Петра Великого», который был начат 31 июля 1827 года. В ходе работы над романом А. С. Пушкин собирал материалы о событиях петровской эпохи, её традициях и образе жизни. Ценностью данного труда является то, что полного историографического описания периода правления Петра I до Пушкина не существовало.

Выполните следующие задания: 1.1 Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки; 1.2 Отредактируйте текст: вставьте пропущенные знаки препинания.

Оставалось двадцать восемь верст до ПЕтербурга. Пока закладывали лошадей, Ибрагим вошЁл в ямскую избу. В углу человек высокого росту, в зеленом кафтане, с глиняною трубкою во рту, облОкотясь на стол, читал гамбургские газеты. Услышав, что кто-то вошел, он поднял голову. «Ба! Ибрагим? закричал он, вставая с лавки. — Здорово, крестник!» Государь обнял его и поцеловал в голову. «Я был предуведомлен о твоем приезде, — сказал Петр, — и поехал тебе навстречу». Ибрагим не находил слов для изъявления своей благОдарности. Подали государеву коляску. Он сел с Ибрагимом и они поскакали. Чрез полтора часа они приехали в ПЕтербург. Ибрагим с любопытством смотрел на новорождёННую стОлицу, которая подымалась из болота по манию самодержавия. Обнаженные плотины, каналы без набережной, деревяННные мосты повсюду являли недавнюю победу человеческой воли над супротивлением стихий. Государева коляска остановилась у дворца так называемого ЦарицЫна сада. Во время обеда государь с ним разговаривал о разных предметах, расспрашивал его о Испанской войне, о внутренних делах ФранцИи.. Ибрагим отличался умом точным и наблюдательным. Петр был очень доволен его ответами; он вспомнил некоторые черты Ибрагимова младенчества и раСсказывал их с таким добродушием и веселостью, что никто в ласковом и гостеприимном хозяине не мог бы подозревать героя полтавского, могучего и грозного прЕобразователя России.

2. В мировой литературе существуют произведения со схожими литературными героями. В русской литературе также отмечено это явление. Назовите исторических персонажей, описанных в произведениях А. С. Пушкина и указанных авторов.

1. Он не помнил сего достоинства и в действиях своего нрава вспыльчивого: за малейшую вину, ошибку, неловкость, выходил из себя и бивал, палкою, знатнейших воинских чиновников — а низость в Государе противнее самой жестокости для народа. Н.М. Карамзин. История государства Российского — Лжедмитрий

1. Мне снилося, что лестница крутая Меня вела на башню; с высоты Мне виделась Москва, что муравейник; Внизу народ на площади кипел И на меня указывал со смехом, И стыдно мне и страшно становилось — И, падая стремглав, я пробуждался..  — “Борис Годунов”

2. Но время приближалось, когда сей мудрый Властитель, достойно славимый тогда в Европе за свою разумную Политику, любовь к просвещению, ревность быть истинным отцем отечества, — наконец за благонравие в жизни общественной и семейственной, долженбыл вкусить горький плод беззакония и сделаться одною из удивительных жертв суда Небесного. Н.М. Карамзин. История государства Российского — Борис Годунов

2. Я отворил им житницы, я злато Рассыпал им, я им сыскал работы — Они ж меня, беснуясь, проклинали! Пожарный огнь их домы истребил, Я выстроил им новые жилища. Они ж меня пожаром упрекали! Вот черни суд: ищи ж ее любви. — “Борис Годунов”

3. В полях кровавых Марс страшился, Свой меч зря в его руках, И с трепетом Нептун чудился, Взирая на российский флаг. М. В. Ломоносов. Ода на день восшествия на всероссийский престол её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года – Петр I

3. На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн, И вдаль глядел. Пред ним широко Река неслася; бедный челн По ней стремился одиноко. — “Медный всадник”

4. Я так несчастна, так унижена своим супругом, что для блага России готова скорее быть матерью императора, чем оставаться супругой его, — с горечью ответила она и заплакала. В. Шишков.  – императрица Екатерина II

4. Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую. —  «Капитанская дочка»

5. Не высок, не низок, в плечах широк и мясист, а в талии поджар. Полнощекое строгое лицо в густой черной бороде с легкой проседью; волосы подрублены покержацки, под горшок, на лоб зачесана подстриженная челка; меж крутыми пушистыми бровями нет-нет да и врубится глубокая складка. В. Шишков. – Емельян Пугачёв

5. Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары. — «Капитанская дочка»

3. Укажите, кому были посвящены строки стихотворений А. С. Пушкина (к указанной букве подберите цифру). Как указанный отрывок стихотворения связан с биографией А. С. Пушкина?

А. Гампельн К. К. Денис Васильевич Давыдов – 2

Б. Лангер В. П Барон Антон Антонович Дельвиг – 3

В. Ф. Верне. Князь Александр Михайлович Горчаков – 4

Г. Н.А. Бестужев. Иван Иванович Пущин – 1

1. Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил.

2. Тебе, певцу, тебе, герою! Не удалось мне за тобою При громе пушечном, в огне Скакать на бешеном коне.

3. Когда постиг меня судьбины гнев, Для всех чужой, как сирота бездомный, Под бурею главой поник я томной И ждал тебя, вещун пермесских дев, И ты пришел, сын лени вдохновенный. 1831г.

4. Кому ж из нас под старость день Лицея Торжествовать придется одному? Несчастный друг! средь новых поколений Докучный гость и лишний, и чужой, Он вспомнит нас и дни соединений, Закрыв глаза дрожащею рукой…

4. Рассмотрите «облако слов». В нем зашифровано стихотворение А.С. Пушкина, посвященное одному русскому празднику. Сам Пушкин так писал о нем в своем письме издателю Гнедичу, к которому приложил и это стихотворение: «Знаете ли вы трогательный обычай русского мужика в ? выпускать на волю птичку? вот вам стихи на это».

Запишите название праздника и название стихотворения, о которых идёт речь. Ответ — Светлое Воскресение, «Птичка»

5. В ребусах зашифрованы названия трех камней, которые были на кольцах, принадлежавших Пушкину, или подаренных им кому-то. Отгадайте ребус и напишите название указанных камней.

Кольцо с этим камнем присутствует на одном из портретов Пушкина. Оно надето на указательный палец правой руки и повернуто камнем вниз. Портрет был написан через три года после того, как кольцо было подарено поэту графиней Воронцовой.  — сердолик

Кольцо с этим камнем подарил поэту перед ссылкой в Бессарабию дядя, Василий Львович. Оно считалось фамильным, ранее принадлежало Ксении, дочери Бориса Годунова, среди его владельцев был царь Иван III. Одним словом, перстень был царским подарком кому-то из предков Пушкина, скорее всего Абраму Ганнибалу.  — изумруд

Перстень с этим камнем Пушкин подарил Данзасу. Уже в 50-е годы Данзас потерял подарок друга — снял кольцо вместе с перчаткой и уронил в снег. — бирюза

6. Разные специалисты насчитывают от 28 до 30 «дуэльных историй» с участием Пушкина. Отдельные эпизоды поэт воспроизводит в своих произведениях.

1. 1822г. Дуэль между А. С. Пушкиным и командиром 33-го егерского полка С. Старовым. Когда съехались на место дуэли, метель с сильным ветром мешала прицелу, противники сделали по выстрелу, и оба дали промах; еще по выстрелу, и снова промах; тогда секунданты решительно настояли, чтобы дуэль, если не хотят так кончить, была отменена непременно, и уверяли, что уже нет более зарядов. — Назовите произведения А. С. Пушкина, в которых метель стала судьбоносной в жизни героев, назовите имена этих героев. — «Метель» из цикла «Повести Белкина», «Капитанская дочка»

2. 1822г. Дуэль между А. С. Пушкиным и прапорщиком генерального штаба А. Зубовым На поединок с Зубовым Пушкин явился с черешнями и завтракал ими, пока тот стрелял. Зубов стрелял первый и не попал. Пушкин ушел не стреляя, но и не примирившись с Зубовым. — В каком произведении А. С. Пушкина упоминается данный эпизод? Назовите героев – участников дуэли. — «Выстрел», Бывший гусар Сильвио и его соперник аристократ, граф из богатой и знатной семьи. 

7. Ниже даны отрывки из произведений Александра Сергеевича Пушкина, в которых упоминаются блюда. В тексте задания дано несколько вариантов. Выберите правильный, подчеркните его.

1) Однажды осенью матушка варила в гостиной (медовое варенье, сахарный сироп, клубничный кисель), а я, облизываясь, смотрел на кипучие пенки. – «Капитанская дочка»

2) Вошел: и пробка в потолок, Вина кометы брызнул ток; Пред ним roast-beef окровавленный, И трюфли, роскошь юных лет, Французской кухни лучший цвет, И Страсбурга (паштет, десерт, пирог) нетленный Меж сыром лимбургским живым И (виноградом, абрикосом, ананасом) золотым. – «Евгений Онегин»

3) Попадья Балдой не нахвалится, Поповна о Балде лишь и печалится, Попенок зовет его тятей; (Полбу, кашу, чай) заварит, нянчится с дитятей. – «Сказка о попе и работнике его Балде»

5) В палатах видит свою старуху, За столом сидит она царицей, Служат ей бояре да дворяне, Наливают ей заморские вины; Заедает она (пирогом имбирным, пряником печатным, пахлавой, медовой) Вкруг ее стоит грозная стража, На плечах топорики держат. – «Сказка о рыбаке и рыбке»

8. Вставьте на месте пропусков географические названия, упомянутые в произведениях А. С Пушкина.

1. Я жил тогда в … пыльной… Там долго ясны небеса, Там хлопотливо торг обильный Свои подъемлет паруса; Там всё Европой дышит, веет, Всё блещет Югом и пестреет Разнообразностью живой. «Евгений Онегин»  — Одессе

2. Но силой ветров от залива Переграждённая… Обратно шла, гневна, бурлива, И затопляла острова, Погода пуще свирепела, Нева вздувалась и ревела, Котлом клокоча и клубясь, И вдруг, как зверь остервенясь, На город кинулась». «Медный всадник» — Нева

3. Напрасно ждал Наполеон, Последним счастьем упоенный, … коленопреклоненной С ключами старого Кремля: Нет, не пошла … моя К нему с повинной головою. Не праздник, не приемный дар, Она готовила пожар Нетерпеливому герою. «Евгений Онегин»  — Москва

4. Москва славилась невестами, как … пряниками. «Путешествие из Москвы в Петербург»  — Вязьма

9. Назовите художника и его произведение. Пушкин влюбился в творчество этого художника ? еще до возвращения его (художника) в Россию. Картина живописца прибыла в Россию раньше автора — в 1834 году. Александр Сергеевич посвящает ей несколько поэтических строк.

И даже более того: на листке черновика — вместо обычных профилей и автопортретов – он набрасывает фрагмент картины этого художника. Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя Широко развилось, как боевое знамя. Земля волнуется — с шатнувшихся колонн Кумиры падают! Народ, гонимый страхом, Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом, Под каменным дождем бежит из града вон. Назовите этого художника и его картину, о которой идёт речь. — Карл Брюллов, картина «Последний день Помпеи»

10. 21 августа 1836 г. А. С.Пушкин пишет стихотворение «Памятник», начинающееся строками: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». А российский народ увековечил имя поэта в рукотворных монументах. О великом классике помнит «и гордый внук славян, и финн, и ныне дикой тунгус, и друг степей калмык». Какой из памятников на данных фото установлен благодарным калмыцким народом русскому поэту?

Назовите город. Когда Пушкин посетил Калмыкию? В каких произведениях представлена история калмыцкого народа? Назовите 2 из них. — город Элиста на 2 фото, Пушкин посетил Калмыкию в 1829 году, произведения – «Капитанская дочка» и «Путешествии в Арзрум».

10-11 класс

1. Прочитайте отрывок из наброска А. С. Пушкина «Воображаемый разговор с Александром I», сделанного в конце 1824 года, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания.

Воображаемый разговор с Александром I

Когда(б) я был царь то позвал(бы) Александра Пушкина и сказал ему: Александр Сергеевич вы пр_красно соч_няете стихи». Александр Пушкин покл_нился(бы) мне с (не)которым скромным замешательством а я бы продолжал: «Я читал вашу оду „Свобода”… Вы можете иметь мнения (не)основательные но вижу что вы уважили правду и личную честь даже в царе». — «Ах ваше величество зачем упоминать об этой детской оде? Лучше бы вы прочли хоть 3 и 6 песнь „Руслана и Людмилы”, ежели не всю поэму, или I часть „Кавказского пле_ника”, или „Бахчисарайский ф_нтан”. „Онегин” печатает_ся… и если ваше величество найдете время…» От дурных стихов не отказываюсь надеясь на добрую славу своего имени а от хороших признаюсь и силы нет отказываться. Слабость (не)позволительная». Я всегда почитал и почитаю вас, как лучшего из европейских нынешних властителей но ваш последний поступок со мною противоречит вашим правилам и просвеще_ному образу мыслей…» — «Признайтесь вы всегда надеялись на мое великодушие?» — «Это не было(бы) оскорбительно вашему величеству: вы видите что я бы ошибся в моих расчетах…» Но тут бы Пушкин разгорячился и наговорил мне много лишнего я бы ра_сердился и сослал его в Сибирь где(бы) он написал поэму «Ермак» или «Кочум», разными размерами с рифмами.

Исправленный текст: Когда б я был царь, то позвал бы Александра Пушкина и сказал ему: «Александр Сергеевич, вы прекрасно сочиняете стихи». Александр Пушкин поклонился бы мне с некоторым скромным замешательством, а я бы продолжал: «Я читал вашу оду „Свобода”. Вы можете иметь мнения неосновательные, но вижу, что вы уважили правду и личную честь даже в царе». — «Ах, ваше величество, зачем упоминать об этой детской оде? Лучше бы вы прочли хоть 3 и 6 песнь „Руслана и Людмилы”, ежели не всю поэму, или I часть „Кавказского пленника”, или „Бахчисарайский фонтан”. „Онегин” печатается…и если ваше величество найдете время…» От дурных стихов не отказываюсь, надеясь на добрую славу своего имени, а от хороших, признаюсь, и силы нет отказываться. Слабость непозволительная».  Я всегда почитал и почитаю вас, как лучшего из европейских нынешних властителей, но ваш последний поступок со мною противоречит вашим правилам и просвещенному образу мыслей…» — «Признайтесь, вы всегда надеялись на мое великодушие?» — «Это не было бы оскорбительно вашему величеству: вы видите, что я бы ошибся в моих расчетах…» Но тут бы Пушкин разгорячился и наговорил мне много лишнего, я бы рассердился и сослал его в Сибирь, где бы он написал поэму «Ермак» или «Кочум», разными размерами с рифмами.

2. «Заселите домик». Даны герои: Зурин, Архип, Савельич, Зарецкий, Филипьевна, Пимен, Миронов, Егоровна, Ольга, Саша.

«Евгений Онегин» – Зарецкий, Филипьевна, Ольга

«Капитанская дочка» – Зурин, Савельич, Миронов, Егоровна.

«Дубровский» – Архип, Саша.

1.Распредели героев по 3 подъездам «домика», подсказкой являются названия трёх произведений Пушкина.
2.Кому из героев не хватило места в «домике»? – Пимен

3. Восстановите деформированный текст. Облака слов составлены из известных произведений А. С. Пушкина. Какие произведения зашифрованы?

1. Капитанская дочка

2. Евгений Онегин

4. Во времена Пушкина длинные путешествия через всю Россию совершали на лошадях. Вот что мы находим в «Евгении Онегине»:

В поля, друзья! скорей, скорей,
В каретах, тяжко нагруженных,
На долгих иль на почтовых
Тянитесь из застав градских(…)
К несчастью, Ларина тащилась,
Боясь прогонов дорогих,
Не на почтовых, на своих…

Объясните значение выделенных слов.

каретах – Закрытая со всех сторон пассажирская повозка с рессорами, запряженная лошадьми.

долгих – Переезды на бессменных лошадях, часто и надолго останавливаясь, чтобы накормить их и дать им отдых.

почтовых – Путешествие с использованием особой системы передвижений, где через равное расстояние на дороге стояли почтовые станции со свежими лошадьми

на своих – Фраза «на своих лошадях» означает, что человек едет на своих собственных лошадях. 

 

5. «Маленькие трагедии» — это цикл коротких драматических пьес А. С. Пушкина, написанный в 1830–1832 годах в Болдино. Знаете ли вы, где происходит действие в каждом их этих произведений? Соотнесите название трагедии с эпохой и страной.

1) Австрия, XVIII век. – «Моцарт и Сальери»
2) Испания, эпоха раннего Возрождения. – «Каменный гость»
3) Лондон, охваченный страшной болезнью 1665 года. – «Пир во время чумы»
4) Франция, эпоха позднего Средневековья. – «Скупой рыцарь»

6. А.С. Пушкин много писал о Санкт-Петербурге. Напишите, о каких достопримечательностях идет речь в этих отрывках из стихотворений великого поэта.

«Летят алмазные фонтаны
С веселым шумом к облакам;
Под ними блещут истуканы
И, мнится, живы…» – Фонтаны Летний сад

«Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла…» – Белые ночи

В гранит оделася Нева,
Мосты повисли над водами;
Темно-зелеными садами
Ее покрылись острова. – река Нева и её острова

«О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?…» – памятник Петру I «Медный всадник»

Люблю воинственную живость
Потешных Марсовых полей,
Пехотных ратей и коне
Однообразную красивость. – Марсово поле в Санкт-Петербурге

«Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед». – Адмиралтейский бульвар-променад, а сейчас на этом месте разбит Александровский сад.

«Театра злой законодатель,
Непостоянный обожатель
Очаровательных актрис,
Почётный гражданин кулис,
Онегин полетел к театру…» – Большой Каменный театр

7. Сопоставьте цитаты из произведений А. С. Пушкина и предметы мужского и женского гардероба пушкинской эпохи, отражающие быт и культуру того времени. Укажите, какая цитата и какой предмет гардероба наиболее точно соответствуют друг другу.

А)«Хорошо, – сказал я хладнокровно, – если не хочешь дать полтину, то вынь ему что-нибудь из моего платья. Он одет слишком легко. Дай ему мой заячий тулуп» «Капитанская дочка» – изобр. 4
Б) «Минский вышел сам к нему в халате, в красной скуфье. «Что, брат, тебе надобно?» — спросил он его. Сердце старика закипело, слезы навернулись на глаза, и он дрожащим голосом произнес только: «Ваше высокоблагородие! …сделайте такую божескую милость!..» «Станционный смотритель» – изобр. 3
В) «Графиня стала раздеваться перед зеркалом. Откололи с неё чепец, украшенный розами; сняли напудренный парик с её седой и плотно остриженной головы» «Пиковая дама» – изобр. 5
Г) «Настя и тут ей помогла: она сняла мерку с Лизиной ноги, сбегала в поле к Трофиму-пастуху и заказала ему пару лаптей по той мерке» «Барышня-крестьянка» – изобр. 1

Д) Но скоро всё перевелось;

Корсет, альбом, княжну Алину,
Стишков чувствительных тетрадь
Она забыла; стала звать
Акулькой прежнюю Селину
И обновила наконец
На вате шлафор и чепец.

«Евгений Онегин» – изобр. 2

8. Укажите, кому были посвящены строки стихотворений А. С. Пушкина (к указанной букве подберите цифру).

А. Гампельн К. К. Денис Васильевич Давыдов – 2

Б. Лангер В. П. Барон Антон Антонович Дельвиг – 3

В. Ф.Верне. Князь Александр Михайлович Горчаков – 4

Г. Н.А.Бестужев. Иван Иванович Пущин – 1

1.Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.

2.Тебе, певцу, тебе, герою!
Не удалось мне за тобою
При громе пушечном, в огне
Скакать на бешеном коне.

3.Когда постиг меня судьбины гнев,
Для всех чужой, как сирота бездомный,
Под бурею главой поник я томной
И ждал тебя, вещун пермесских дев,
И ты пришел, сын лени вдохновенный.
1831г.

4.Кому ж из нас под старость день Лицея
Торжествовать придется одному?
Несчастный друг! средь новых поколений
Докучный гость и лишний, и чужой,
Он вспомнит нас и дни соединений,
Закрыв глаза дрожащею рукой…

9.  Многим героям из произведений Пушкина установлены памятники. Этот памятник находится на «Поляне сказок» в Ялте. Он выполнен в 1972 году из кованого железа московским скульптором Т. Митлянским. Назовите героя.

  • Композиция “Балда и Черт”, кованая медь, 1972. “Поляна сказок”, Ялта, Крым.

10. А теперь представьте, что Вы создали пост об этом памятнике и должны разместить хештег. Придумайте хештег, учитывая текст выше. Удачи!

  • #ПушкинБалдаИЧертЯлта

Для студентов вузов и взрослых 

1. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания, раскройте скобки.

(1) В три…цати пяти километрах от Калуги на (капризно)извил…стой и холодной даже в жару речке Суходрев как в чаше распол…жился посёлок (П,п)олотняный (З,з)авод. Здесь с младенч…ства жила Наталья Николаевна Гончарова ставшая (в)последстви… женой Александра Сергеевича Пушкина. (2) Это о ней он писал в тысяча восем…сот три…цатом году: Исполнились мои желания. Тв…рец Тебя мне ни…послал тебя моя Мадонна Чистейш…й прелести чистейш…й образец … (3) Знакомство Пушкина с будущ…й женой состоялось в Москве на одном из балов в январе тысяча восем…сот два…цать девятого года. (4) Он был оч…рован ею. (5) (В)скоре поэт через своего приятеля Ф.И. Толстого попросит руки Натальи Николаевны но получит холодный ответ. (6) Огорч…нный и ра…досадова…ый этим он отправит…ся на (К.к)авказ однако это пут…шествие (не)принесёт ему пре…пол…гаемого успокоения. (7) Новые стр…дания подст…регали поэта в Москве. (8) «Сколько мук ожидал… меня по возвращени…! – (С,с) открытой горечью писал он матер… невесты. – Ваше молчание ваша холодность та рассе…нность и то бе…различие с каким приняла меня Натали…» (9) Пушкин (н…) мог (н…) почу…ствовать в матер… любимой девушки и (не)…говорчивость и скаредность и стр…птивость. (10) Когда (же) наконец все пр…пятствия были пр…од…лены 6 мая тысяча восем…сот три…цатого года состоялась помолвка. (11) Письма поэта той поры полны тр…вог (на)счёт свадьбы и буду…щего (во)обще. (12) (В)начале сентября Пушкин уезжает в Болдино но разлука с невестой осложнение с почтой из(за) х…леры св…репствовавш…й в то время в России продолжали волновать его. (13) Только в декабре поэт смог вернут…ся в Москву. (14) А 18 февраля тысяча восем…сот три…цать первого года состоялась долгожда…ая свадьба. (15) «Я женат — и счас…лив» — эти слова из письма к Плетнёву как нельзя лу…ше выражают состояние Пушкина тех дней. (А. Пехтерев)

1-ТриДцати, извилИстой, располОжился, Полотняный завод, младенчЕства, ВПоследствиИ

2-ВосемЬсот триДцатом, ТвОрец, ниСпослал, ЧистейшЕй, чистейшИй.

3-БудущЕй, восемЬсот дваДцать.

4-очАрован ею.

5- Вскоре.

6-ОгорчЁнный, раЗдосадоваННый, он отправиТСя на Кавказ, путЕшествие не принесёт ему преДполАгаемого.

7-стрАдания, подстЕрегали.

8- ожидалО,  с открытой горечью, матерИ, рассеЯнность и то беЗразличие.

9- нЕ мог нИ почуВствовать в матерИ, неСговорчивость, стрОптивость.

10- Когда же наконец,  прЕпятствия, прЕодОлены,  восемЬсот триДцатого.

11- трЕвог на счёт, будУЩего вООбще.

12- В начале,  из-за хОлеры свИрепствовавшЕй.

13- вернутЬся.

14- восемЬсот триДцать, долгождаННая.

15- счасТлив, луЧше.

2. Назовите 5 мест на территории нашей страны, где есть музеи, связанные с именем А.С. Пушкина. Соотнесите эти места с представленными фотографиями.

1 — Музей-усадьба А.С. Пушкина в Болдино 2 — Всероссийский музей А.С. Пушкина в Санкт-Петербурге 3 — Музей-квартира А.С. Пушкина на набережной реки Мойки в Санкт-Петербурге 4 — Царскосельский лицей 5 — Усадьба Михайловское

3. Узнайте героя одного из произведений А.С. Пушкина, который говорит следующие слова. Назовите произведение.

«Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». — «Капитанская дочка», Андрей Петрович Гринёв

«Скажите, кто из вас согласен Скакать за дочерью моей?»  — «Руслан и Людмила», великий князь

«Там некогда гулял и я, но вреден север для меня.»  — «Евгений Онегин», Пушкин

“Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной”.  — «Сказка о попе и о работнике его Балде», Балда

«Добро, строитель чудотворный! — Шепнул он, злобно задрожав, —Ужо тебе!..»  — «Медный всадник», Евгений

4. Узнайте поэта, который написал эти строки об А.С. Пушкине.

Преодоленье Косности русской — Пушкинский гений? Пушкинский мускул — Марина Цветаева

Вот — пустили сплетню, тешат душу ею. Александр Сергеич, да не слушайте ж вы их! Может я один действительно жалею, что сегодня нету вас в живых. — Владимир Маяковский

Блондинистый, почти белесый, В легендах ставший как туман, О Александр! Ты был повеса, Как я сегодня хулиган. — Сергей Есенин

Кто знает, что такое слава! Какой ценой купил он право, Возможность или благодать Над всем так мудро и лукаво Шутить, таинственно молчать И ногу ножкой называть?.. — Анна Ахматова

И он убит — и взят могилой, Как тот певец, неведомый, но милый, Добыча ревности глухой, Воспетый им с такою чудной силой, Сраженный, как и он, безжалостной рукой. — Михаил Лермонтов

5. Назовите авторов следующих рисунков (иллюстраций) к произведениям А.С. Пушкина.

1. Николай Васильевич Кузьмин «Пушкин в окружении своих героев»

2. Кузьмин «Евгений Онегин»

3. Надя Рушева

4. Билибин «Тридцать три богатыря» к «Сказке о царе Салтане»

5. Билибин 6. Татьяна Алексеевна Маврина

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все ответы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: