- 5-7 класс
- Задание 1: Всем здравствуйте! Хочу представиться, я утка Ульянка, и вы наверняка встречали моих родичей где-нибудь на берегу пруда или в зоопарке. Я достаточно крупная утка и отлично приспособилась к жизни в таком большом городе, как Москва. Обо мне и о моих друзьях предлагаю сегодня поговорить.
- Задание 2: Соотнесите типы особо охраняемых природных территорий города Москвы с предложенными примерами
- Задание 3: Я очень люблю вкусно покушать. В моём рационе встречается как растительная пища, так и мелкие беспозвоночные. И даже мелкую рыбку или лягушку я не против отведать. Но приходится быть всё время начеку: в пруду, кроме меня, обитает множество других животных, с которыми отношения складываются по-разному.
- Задание 4: Заполните пропуски в предложенных пищевых цепочках. В ответ внесите номер живого организма. Номера ищите на рисунке.
- Задание 5: Как-то раз, когда я кормилась у берега, меня очень сильно напугал бобр – он громко ударил хвостом по воде, и, как оказалось, не напрасно: из леса вышла лиса и уже начала подкрадываться к нам. Она была очень голодная, худая, со впалыми боками – видимо, давно не удавалось сытно поесть. Но мы с бобром не оставили ей шанса – очень быстро отплыли на безопасное расстояние. Не хочу хвалиться, но я отлично приспособлена к жизни в воде, да и летаю неплохо, при желании могу развить скорость до 8080 км/ч.
- Задание 6: Как-то весной выплыла Ульянка на речку и разговорилась с рыбами. Поведали рыбы ей о своих заботах, ведь было время нереста, стали рассказывать, как и где икру мечут. Щука сказала, что откладывает крупные икринки (до 33 мм) на водные растения. А колюшка, оказывается, прямо как птицы: самец гнездо строит, а самка туда икринки мечет. Ротан-головешка хоть гнёзд и не строит, но тоже икринки на водные предметы приклеивает и их охраняет. А сазан вообще за своей икрой не следит – отложил (а она у него мелкая, до 1,51,5 мм, и клейкая), и ладно! Удивилась утка, как много икры мечут рыбы, ведь у уток-то самих кладка небольшая, всего 9–139–13 яиц.
- Задание 7: Вот и настала осень. Многие птицы уже улетели в тёплые края. Одиноко стало Ульянке, всё чаще вспоминает она своих летних друзей. Как-то, ещё летом, спросила утка у разных птиц, прилетавших к берегу пруда, почему они на юг так спешат, ведь стоят тёплые деньки, да и корма предостаточно. Но чёрный стриж объяснил, что мелкие насекомые, за которыми он охотится в воздухе на большой высоте, исчезают рано, да и лететь ему далеко. Кукушка заметила, что у неё тоже путь не близкий, да и нет смысла ей задерживаться, ведь птенцов она сама не выводит, так что успевает и откормиться, и в путь собраться. Другие же друзья утки сказали, что отправятся в путь, когда уже холодать начнёт, и только одна птичка порадовала Ульянку – не улетает она никуда, всю зиму будет здесь, в лесу, рядом с водоёмом жить и утку навещать.
- Задание 8: Вслед за осенью пришла зима. Водоёмы потихоньку покрывались льдом, утки стали собираться на незамерзающих участках Москвы-реки, прилетать на пруды Московского зоопарка, в музей-заповедник «Царицыно». «Много нас собралось в этом году! – подумала Ульянка. – Помню, были годы, когда значительно меньше уток оставалось зимовать в Москве».
- Задание 9: За зимой снова пришла весна. Распускаются листья на деревьях, дни становятся теплее, птицы строят гнезда. Вот и утка Ульянка выбрала тихую небольшую полянку в лесу, недалеко от пруда, и занялась строительством гнезда. Собрала веточек, листвы, сделала толстый пуховый валик, чтобы яйца прикрывать. Через десять дней, когда в гнезде уже лежало 1010 светлых яиц, села насиживать. Сливается утка с окружающей сухой травой, увидеть можно, только когда вплотную подойдёшь.И вот пришли на полянку подростки – стали громко разговаривать, музыку включили, ветки ломают, шумят.
- Задание 10: Для борьбы с шумовым загрязнением в нашем городе применяются следующие меры:установка шумопоглощающих экранов, высадка деревьев, установка в домах пластиковых окон, установка двигателей с пониженным шумом в самолётах, грамотное планирование застройки
- Задание 11: Наконец-то засобирались ребята домой, музыку выключили, даже мусор за собой убрать решили. Какая-то девочка сказала: «Вот оставим мы здесь обёртки от конфет, а они веками будут лежать, разлагаться». И стали рассуждать ребята о вреде мусора, сколько какой мусор разлагается, как его перерабатывают. Прочитайте несколько фактов о мусоре, которые назвали дети, и определите, что из этого правда, а что – нет.Определите какие суждения верны.
- 8 класс
- Часть 1 Задание 1: Для 8 «Б» учебный год начался со знакомства с новым учителем географии Иваном Сергеевичем. Педагог сразу же заинтересовал ребят рассказами о своих исследовательских экспедициях. С этого дня ученики каждый новый урок открывали для себя новую науку – почвоведение. Иван Сергеевич с большим энтузиазмом рассказывал о возникновении генетического почвоведения (педологии) в России, о выходе в свет книги «Русский чернозём». Именно после этой публикации почву стали рассматривать как самостоятельное природное тело, а её формирование как сложный процесс взаимодействия природных факторов почвообразования.
- Задание 2: Сколько факторов почвообразования существует?
- Задание 3: Эти животные рыхлят землю, обогащают её питательными веществами и способствуют её насыщению воздухом. Как называются эти животные? (Ответ – два слова).
- Задание 4: Как называется главный компонент жидкой фазы почвы, в котором растворены химические и органические вещества? (Ответ – одно слово).
- Задание 5: Как называется самая плодородная, тёмноокрашенная почва России? (Ответ – одно слово).
- Задание 6: Рассмотрите фотографии и определите тип почвы
- Задание 7: Как называют слои в почве? (Ответ – одно слово).
- Часть 2 Задание 1: По данным международного союза охраны природы, за последние 500 лет с лица Земли безвозвратно исчезло более 800 видов животных, ещё около 2000 отнесены к видам, которым угрожает исчезновение в ближайшим будущем. Сохранение этих видов и восстановление их популяций относится к числу важнейших задач человечества. В нашей стране проблемой восстановления численности редких животных занимаются в рамках национального проекта «Экология». В Красной книге России содержится список редких и находящихся под угрозой исчезновения видов нашей страны.
- Задание 2: Исторический ареал этого вида занимал огромные площади в Африке и Азии. Но наш герой никогда не встречался в Австралии или обеих Америках. Почему он так и не появился там?
- Задание 3: Изучив карту распространения вида, предположите, какие природные зоны он может заселять.
- Задание 4: Хотя большая часть ареала вида расположена в тропических широтах, отдельные его популяции проникают далеко на север. Особи из северных популяций отличаются от своих южных сородичей:
- Задание 5: Центр по восстановлению популяции вида на Кавказе находится на федеральной ООПТ, которая считается самой первой ООПТ своего вида, созданной в России. Это:
- Задание 6: Для разведения в неволе центром по восстановлению популяции на Кавказе получены особи вида из разных государств (Туркмения, Португалия, Иран).Чем был обусловлен такой выбор?Животные в этих странах содержались в условиях, наиболее приближенных к Северному Кавказу.
- Задание 7: На Дальнем Востоке основная часть популяции этого вида обитает на ООПТ, которая имеет статус:
- Задание 8: За 2023 год эту ООПТ посетило 165 тысяч человек. В чём могла заключаться основная цель посещения?
- Задание 9: В лесах Дальнего Востока кроме нашего героя также обитает его близкий родственник и одновременно опасный конкурент. Как он называется? (Ответ – два слова).
- Задание 10: Как называется ещё один представитель группы крупных кошек, также внесённый в Красную книгу России и обитающий в горах Южной Сибири? (Ответ – два слова).
- Задание 11: Численность любого крупного хищника всегда зависит от видового разнообразия и численности его жертв. Основу рациона нашего хищника составляют различные копытные животные. Установите соответствие между видом копытных и географической популяцией хищника, в рацион которой входит этот вид.
- Задание 12: Укажите главную причину резкого снижения численности этого вида (и большинства крупных млекопитающих) в XX веке.
- Задание 13: Важной частью международных усилий по сохранению вида является ограничение торговли как живыми представителями, так и частями тела убитых животных (например, шкурами, черепами и т. п.). Каким международным правовым актом регулируется этот запрет?
- Задание 14: Дальневосточная популяция вида увеличилась почти в три раза за последние 2020 лет. С чем это прежде всего связано?
- Задание 15: Весной 2024 г. Россия и Китай заключили соглашение о совместных усилиях по охране крупных кошек. В чём может заключаться главная задача совместной деятельности двух стран?
- Задание 16: Почему благополучное состояние популяций этого вида важно для экосистемы? Этот хищник – санитар леса, он убивает больных и ослабленных животных. Норы, которые роет этот хищник, в дальнейшем могут использоваться другими видами млекопитающих. Это опасный хищник, который не даёт проникать инвазионным видам в экосистему. Этот вид находится на самой вершине трофической цепи, от благополучия его популяции зависит состояние популяций на всех нижележащих уровнях.
- 9 класс
- Задание 1: На экологической олимпиаде в Москве собрались ученики из разных регионов России. Среди участников была Катя из Сибири, исследующая влияние таяния многолетней мерзлоты на экосистемы и хозяйственную деятельность.
- Задание 2: Как называются кристаллы льда с расширенными полостями, заполненными газом, в т. ч. метаном, вызывающим парниковый эффект? (Ответ – одно слово).
- Задание 3: Учёные подсчитали, что в вечной мерзлоте тундры и на дне Северного Ледовитого океана скрывается около 60 млрд тонн метана (так называемого «метанового мороженого»). Выберите риски, которые могут возникнуть при разработке этих месторождений, а также их таяния вследствие изменения природных условий.
- Задание 4: В каком заповеднике восстанавливается и сохраняется уникальная калмыцкая популяция сайгака? (Ответ – два слова).
- Задание 5: В какой стране обитает самое большое количество сайгаков? в Монголии в Туркменистане в России в Казахстане
- Задание 6: Блага, которые мы получаем от экосистем, могут быть разделены на экосистемные услуги и экосистемные товары. В таком случае под товарами обычно имеют в виду материальные блага. Однако под экосистемными услугами человек подразумевает только то, что приносит ему пользу. Следовательно, некоторые природные процессы и явления обычно не оцениваются. В таком случае их нельзя отнести ни к товарам, ни к услугам экосистем.Прочитайте приведённые примеры и классифицируйте их на экосистемные товары, услуги и то, что к ним не относится.
- Задание 7: 25 июня 2024 года студенты Антонина, Виктор и Владислав успешно сдали сессию и решили отпраздновать это событие, устроив пикник. Место для пикника было выбрано за городом, на территории лесного массива в Дмитровском районе Московской области.
- Задание 8: С каким краснокнижным растением столкнулись ребята во время своего пикника? (В ответе укажите одно слово).
- Задание 9: Используя таблицы 1 и 2, рассчитайте размер вреда, причинённого лесным природным объектам действиями Антонины. (В ответе укажите число с точностью до 1 рубля).Таблица 1. Таксы для исчисления размера вреда, причинённого лесам
- Таблица 2. Ставки платы за единицу объёма пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений
- Задание 10: Сколько будут разлагаться в естественной природной среде стеклянные бутылки, оставленные ребятами под кустом?до 100 лет более 100 лет более 200 лет более 500 лет более 1000 лет
- Задание 11: В прошлом году Катя отдыхала в «Артеке» и познакомилась там с Зафаром. Зафар, черноволосый, с ослепительной белозубой улыбкой, рассказал, что приехал в Россию из жаркой страны, расположенной в той части далёкого континента, где находится самая крупная пустыня в мире. Как и Катя, Зафар увлекается экологией, особенно его интересует взаимоотношение особей или групп особей того или иного вида с условиями среды. Катя изучает биоценозы.
- Задание 12: Как называется раздел общей экологии, которым интересуется Зафар? (Ответ – одно слово).
- Задание 13: Как называется комплекс морфологических, анатомических и физиологических признаков, возникающих у растений как приспособление к засушливым условиям обитания? (Ответ – одно слово).
- Задание 14: О каком учёном рассказала Катя Зафару на экскурсии в лесу? Напишите полностью имя, отчество и фамилию учёного. (Каждое слово запишите в отдельное поле ответа).Ответ: Имя , Отчество , Фамилия
- Задание 15: Как называется лисица с длинными ушами, обитающая на родине Зафара? (Ответ – одно слово).
- Задание 16: Какое правило объясняет различия в размерах выступающих частей тела животных в разных климатических зонах? (Ответ – одно слово).Ответ: правило
- Задание 17: О каком экологическом правиле вспомнила Катя, когда говорила о сравнительных размерах животных? (Ответ – одно слово).Ответ: правило
- Задание 18: Прочитайте текст. Для заполнения пропусков ответьте на вопросы.29ноября 2024 года исполняется (1) лет со дня основания одной из старейших природоохранных организаций в России «(2)», цель создания которой – объединение научных сил и наиболее прогрессивно мыслящей общественности для восстановления и рационального использования природных ресурсов страны. Эта организация взяла на себя выполнение функций общественного (3) за использованием природных ресурсов, за выполнением природоохранного законодательства.
- 10 класс
- Задание 1: Андрей и Сита познакомились на экологической смене в образовательном центре «Сириус». Андрей сразу обратил внимание на смуглую и стройную девушку с ослепительной белозубой улыбкой. Оказывается, Сита приехала издалека. Она рассказала, что живёт в стране, где в высочайшей горной системе Земли берёт начало священная река – небесная река, которая спустилась на землю.
- Задание 2: В каком заповеднике работают родители Андрея? (Правильный ответ − одно слово)
- Задание 3: Для охраны какого животного, изображённого на фото, был создан заповедник, где работают родители Андрея?
- Задание 4: На берегу какого озера живёт Андрей?
- Задание 5: Какое животное, изображённое на рисунках, не встречается на родине Ситы?
- Задание 6: Считается, что джунгли в тропических странах образуются на заброшенных пашнях, местах вырубки и гарях, то есть часто являются следствием человеческой деятельности. Первыми появляются высокие злаки и кустарники, перевязанные многочисленными лианами, позже − быстрорастущие деревья мягких древесных пород. Как называется это явление? (Правильный ответ − два слова.)
- Задание 7: Как называются чужеродные загрязнители, о которых рассказал Андрей? Назовите группу.
- Задание 8: Природоохранный прокурор обратился в суд в интересах Российской Федерации с иском к гражданам Иванову Виктору и Андрееву Николаю о возмещении материального ущерба, причинённого уничтожением объектов животного мира, отнесённых к объектам охоты. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что гражданам Иванову В. и Андрееву Н. было официально отказано в выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов.
- Задание 9: Какова сумма ущерба, причинённого объектам животного мира действиями В. Иванова и Н. Андреева? При расчёте ущерба используйте таблицы 1 и 2. (В ответе укажите число с точностью до рубля.)Таблица 1. Таксы для исчисления размера вреда, причинённого охотничьим ресурсам
- Задание 10: К каким видам эколого-правовой ответственности должны быть привлечены граждане Иванов В. и Андреев Н.? (В ответе – два прилагательных в именительном падеже, каждое слово в отдельное поле ответа.)
- Задание 11: Назовите состав правонарушения, за которое должны понести наказание граждане Иванов В. и Андреев Н.
- Задание 12: Прочитайте текст. Для заполнения пропусков ответьте на вопросы.«Современные проблемы требуют современных решений, а точнее, современных технологий!» – начал семинар по цифровым технологиям в экологии Вячеслав Олегович. Школьники внимательно слушали рассказ, поскольку знание того, как цифровизация помогает решать экологические проблемы, поможет им стать востребованными специалистами в будущем. «Конечно, наиболее популярная технология сегодня – искусственный интеллект, – продолжил учитель.
- Задание 13: Прочитайте текст. Для заполнения пропусков ответьте на вопросы.29 ноября 2024 года исполняется (1) лет со дня основания одной из старейших природоохранных организаций в России «(2)», цель создания которой – объединение научных сил и наиболее прогрессивно мыслящей общественности для восстановления и рационального использования природных ресурсов страны.
- 11 класс
- Задание 1: Дмитрий и Габриэл познакомились на молодёжном экологическом форуме. Оказалось, что Габриэл живёт в городе, где проводились Саммит Земли и Конференция ООН по устойчивому развитию. «Мой дедушка принимал участие в Саммите, а родители выступали на Конференции ООН, − похвастался Габриэл. − В моей семье все экологи, и я тоже увлекаюсь экологией, поэтому я здесь».
- Задание 2: В каком году проводился Саммит Земли, в котором принимал участие дедушка Габриэла?
- Задание 3: Как назывался программный документ, принятый на Саммите Земли?
- Задание 4: Как называется заповедник, расположенный на берегу водохранилища, о котором рассказал Дмитрий? (В ответе укажите только одно слово – первое из официального названия).
- Задание 5: Как называется процесс адаптации завезённых видов на новой территории, который изучает Дмитрий?
- Задание 6: О негативных последствиях какого явления по расселению животных на новые территории говорил Габриэл?
- Задание 7: Вставьте пропущенное слово: Смягчение изменения климата путём предотвращения/cокращения выбросов парниковых газов и их поглощения называется _______.
- Задание 8: Какой след имел в виду Габриэл? (Правильный ответ – 1 слово).
- Задание 9: О каком следе подумал Дмитрий, когда неправильно понял, что имел в виду Габриэл? (Правильный ответ – одно слово).
- Задание 10: Алиса, Лиза и Дмитрий – студенты второго курса биологического факультета. На занятиях по дисциплине «Зоология» они получили задание изучить повадки хищных животных. Для этого друзья отправились в зоопарк и остановились у клетки с волками. К сожалению, информационной таблички с наименованием вида ребята не заметили, но обратили внимание на необычный окрас животных. Волки отличались рыжевато-красной шерстью на спине и боках и очень напоминали лис. Вдруг Лизе стало жалко животных, и она бросила в клетку валявшийся рядом кусок мяса. Алиса и Дмитрий, поддержав Лизу, кинули волкам ещё и бутерброды, которые взяли с собой.
- Задание 11: С какого возраста наступает административная и уголовная ответственность физических лиц за экологические правонарушения?
- Задание 12: К каким видам эколого-правовой ответственности можно привлечь студентов в описанной ситуации?.(В ответе – два слова, каждое в своё поле ответа).
- Задание 13: Назовите состав правонарушения, под который подпадают действия Алисы, Лизы и Дмитрия на территории зоопарка.Причинение вреда редким и находящимся под угрозой исчезновения видам животных, занесённым в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами РФ, в том числе их уничтожение.Нарушение правил охоты, правил, регламентирующих другие виды пользования объектами животного мира.Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях.Незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных, принадлежащих к видам, занесённым в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами РФ.Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов.
- Задание 14: Используя таблицу 1, рассчитайте размер вреда, причинённого объектам животного мира действиями ребят на территории зоопарка (в ответе укажите число с точностью до 1 рубля).Примечание. При уничтожении либо незаконном добыче объектов животного мира размер вреда вычисляется как произведение количества уничтоженных либо незаконно добытых особей (экземпляров) одного вида, норматива стоимости объекта животного мира данного вида и показателя, учитывающего инфляцию (в данном случае равен
- Задание 15: Иски о компенсации вреда окружающей среде, причинённого нарушением экологического законодательства, могут быть предъявлены в течение:3 лет 5 лет 10 лет 15 лет 20 лет
- Задание 16: Прочитайте текст. Заполните пропуски (каждый пропуск – одно слово).«Современные проблемы требуют современных решений, а точнее, современных технологий!» – начал семинар по цифровым технологиям в экологии Вячеслав Олегович. Школьники внимательно слушали рассказ, поскольку знание того, как цифровизация помогает решать экологические проблемы, поможет им стать востребованными специалистами в будущем. «Конечно, наиболее популярная технология сегодня – искусственный интеллект, – продолжил учитель.
- Задание 17: 29 ноября 2024 года исполняется (1) лет со дня основания одной из старейших природоохранных организаций в России «(2)», цель создания которой – объединение научных сил и наиболее прогрессивно мыслящей общественности для восстановления и рационального использования природных ресурсов страны. Организация привлекала общественность к решению проблем охраны окружающей среды, имеющих приоритетное общегосударственное значение, связанных с освоением природных богатств Дальнего Востока и Сибири, со строительством Байкало-Амурской магистрали, дальнейшим развитием сельского хозяйства Нечернозёмной зоны РСФСР, с предотвращением загрязнения бассейнов рек (3) и Урала, Чёрного, Балтийского и Азовского морей, озёр (4) и Селигер и др.
5-7 класс
Задание 1: Всем здравствуйте! Хочу представиться, я утка Ульянка, и вы наверняка встречали моих родичей где-нибудь на берегу пруда или в зоопарке. Я достаточно крупная утка и отлично приспособилась к жизни в таком большом городе, как Москва. Обо мне и о моих друзьях предлагаю сегодня поговорить.
Мы с моими друзьями обитаем в большом природно-историческом парке на востоке Москвы. В этом парке много прудов и протекает небольшая речка. По берегам прудов раскинулись дубово-липовые леса, памятники природы. В долине реки сформировались пойменные леса из чёрной ольхи. Красота! О какой особо охраняемой территории идёт речь?
Ответ: Измайловский парк
Задание 2: Соотнесите типы особо охраняемых природных территорий города Москвы с предложенными примерами
Ответ:
- Воробьёвы горы – Природный заказник
- Москворецкий – Природно-исторический парк
- Сокольники – Природно-исторический парк
- Устье реки Лихоборки – Памятник природы
- Долина реки Сетунь – Природный заказник
- Лосиный остров – Национальный парк
Задание 3: Я очень люблю вкусно покушать. В моём рационе встречается как растительная пища, так и мелкие беспозвоночные. И даже мелкую рыбку или лягушку я не против отведать. Но приходится быть всё время начеку: в пруду, кроме меня, обитает множество других животных, с которыми отношения складываются по-разному.
Внимательно изучите иллюстрацию и подумайте, какие типы связей могут формироваться в предложенных парах организмов. Обратите внимание, что одновременно между разными видами могут сложиться разные типы связей. (Cм. справочную информацию в отдельной вкладке.)
бобр – щука выдра – утка утка – щука выдра – лягушка бобр – осина
трофические топические форические фабрические
Ответ: Трофические и Топические
Задание 4: Заполните пропуски в предложенных пищевых цепочках. В ответ внесите номер живого организма. Номера ищите на рисунке.
листья рогоза → околоводные насекомые → → цапляосина → → волкфитопланктон → зоопланктон → → щукалистья рогоза → гусеницы →
Ответ: 1. Листья рогоза → околоводные насекомые → 🐸 ЛЯГУШКА → цапля
2. Осина → 🌳ЗАЯЦ → волк
3. Фитопланктон → зоопланктон → 🐠 МЕЛКАЯ РЫБА → щука
4. Листья рогоза → гусеницы → 🐦 ПТИЦА
Задание 5: Как-то раз, когда я кормилась у берега, меня очень сильно напугал бобр – он громко ударил хвостом по воде, и, как оказалось, не напрасно: из леса вышла лиса и уже начала подкрадываться к нам. Она была очень голодная, худая, со впалыми боками – видимо, давно не удавалось сытно поесть. Но мы с бобром не оставили ей шанса – очень быстро отплыли на безопасное расстояние. Не хочу хвалиться, но я отлично приспособлена к жизни в воде, да и летаю неплохо, при желании могу развить скорость до 8080 км/ч.
Отметьте адаптации водоплавающих птиц к жизни в водоёме:
- плотное оперение
- хорошее зрение
- перепонки на лапах
- узкие, вытянутые крылья
- широкий клюв с цедильным аппаратом
- яркая окраска самцов
- небольшой вес
- короткие ноги
Задание 6: Как-то весной выплыла Ульянка на речку и разговорилась с рыбами. Поведали рыбы ей о своих заботах, ведь было время нереста, стали рассказывать, как и где икру мечут. Щука сказала, что откладывает крупные икринки (до 33 мм) на водные растения. А колюшка, оказывается, прямо как птицы: самец гнездо строит, а самка туда икринки мечет. Ротан-головешка хоть гнёзд и не строит, но тоже икринки на водные предметы приклеивает и их охраняет. А сазан вообще за своей икрой не следит – отложил (а она у него мелкая, до 1,51,5 мм, и клейкая), и ладно! Удивилась утка, как много икры мечут рыбы, ведь у уток-то самих кладка небольшая, всего 9–139–13 яиц.
Используя предложенную информацию, определите, сколько икры мечет каждый вид рыб.
колюшка, щука, сазан, ротан, 100 икринок, 100 000 икринок, 1000 икринок, 1 млн икринок
Ответ:
- Щука: 100 000 икринок
- Колюшка: 1 000 икринок
- Сазан: 1 млн икринок
- Ротан: 100 000 икринок
Задание 7: Вот и настала осень. Многие птицы уже улетели в тёплые края. Одиноко стало Ульянке, всё чаще вспоминает она своих летних друзей. Как-то, ещё летом, спросила утка у разных птиц, прилетавших к берегу пруда, почему они на юг так спешат, ведь стоят тёплые деньки, да и корма предостаточно. Но чёрный стриж объяснил, что мелкие насекомые, за которыми он охотится в воздухе на большой высоте, исчезают рано, да и лететь ему далеко. Кукушка заметила, что у неё тоже путь не близкий, да и нет смысла ей задерживаться, ведь птенцов она сама не выводит, так что успевает и откормиться, и в путь собраться. Другие же друзья утки сказали, что отправятся в путь, когда уже холодать начнёт, и только одна птичка порадовала Ульянку – не улетает она никуда, всю зиму будет здесь, в лесу, рядом с водоёмом жить и утку навещать.
Ответ:
Кукушка обыкновенная – Южная Африка
Белая трясогузка – Южная Европа
Обыкновенная пищуха – осёдлая птица, не улетает
Чёрный дрозд – Южная Европа
Чёрный стриж – Южная Африка
Задание 8: Вслед за осенью пришла зима. Водоёмы потихоньку покрывались льдом, утки стали собираться на незамерзающих участках Москвы-реки, прилетать на пруды Московского зоопарка, в музей-заповедник «Царицыно». «Много нас собралось в этом году! – подумала Ульянка. – Помню, были годы, когда значительно меньше уток оставалось зимовать в Москве».
Как вы думаете, какие факторы могут оказывать значительное влияние на численность зимующих крякв в Москве?суровые зимы (сильные морозы) подкормка птиц людьми изменение численности хищников (лисы, бездомные собаки и т. д.) незаконная охота средняя температура летнего периода
Ответ:
Задание 9: За зимой снова пришла весна. Распускаются листья на деревьях, дни становятся теплее, птицы строят гнезда. Вот и утка Ульянка выбрала тихую небольшую полянку в лесу, недалеко от пруда, и занялась строительством гнезда. Собрала веточек, листвы, сделала толстый пуховый валик, чтобы яйца прикрывать. Через десять дней, когда в гнезде уже лежало 1010 светлых яиц, села насиживать. Сливается утка с окружающей сухой травой, увидеть можно, только когда вплотную подойдёшь.И вот пришли на полянку подростки – стали громко разговаривать, музыку включили, ветки ломают, шумят.
Сжалась утка в гнезде, страшно ей, но сидит до последнего, пока не заметят. То и дело при громких звуках хочется встрепенуться и улететь, но нельзя, в таком случае птицу могут заметить, и кладка почти наверняка погибнет. Как не понимают люди, что нельзя шуметь в лесу, когда птицы на гнёздах!
Выберите факты, характеризующие шумовое загрязнение:При частом воздействии шума человек адаптируется к нему и перестаёт на него реагировать.К видам шумового загрязнения относятся: громкое пение птиц, раскаты грома.Постоянный громкий фоновый шум негативно сказывается как на животных, так и на растениях.Повышенный шумовой фон негативно сказывается на работе нервной и сердечно-сосудистой систем.Основным источником шумового загрязнения в городах является транспорт.Шум опаснее всего для животных осенью.
Ответ:
Задание 10: Для борьбы с шумовым загрязнением в нашем городе применяются следующие меры:установка шумопоглощающих экранов, высадка деревьев, установка в домах пластиковых окон, установка двигателей с пониженным шумом в самолётах, грамотное планирование застройки
Ответ:
Задание 11: Наконец-то засобирались ребята домой, музыку выключили, даже мусор за собой убрать решили. Какая-то девочка сказала: «Вот оставим мы здесь обёртки от конфет, а они веками будут лежать, разлагаться». И стали рассуждать ребята о вреде мусора, сколько какой мусор разлагается, как его перерабатывают. Прочитайте несколько фактов о мусоре, которые назвали дети, и определите, что из этого правда, а что – нет.Определите какие суждения верны.
1. Пластиковые отходы, которые попадают в океан, убивают около 1 млн морских обитателей ежегодно. 2. Первый завод по сжиганию мусора появился в Англии в XIX веке.3. Мусор и способы его переработки изучает наука гарбология. 4. Около 35 % старой одежды отправляется на повторную переработку. 5. Из 1 миллиона переработанных мобильных телефонов получается 16 тонн меди, 350 кг чистого серебра, 34 кг драгоценного золота и 14 кг палладия. 6. Жестяная банка разлагается за 10 лет, а алюминиевая − за 100 лет. 7. Губка для мытья посуды разлагается около 200 лет. 8. Самый распространённый мусор на Земле – сигаретные окурки.
Ответ:
8 класс
Часть 1
Задание 1: Для 8 «Б» учебный год начался со знакомства с новым учителем географии Иваном Сергеевичем. Педагог сразу же заинтересовал ребят рассказами о своих исследовательских экспедициях. С этого дня ученики каждый новый урок открывали для себя новую науку – почвоведение. Иван Сергеевич с большим энтузиазмом рассказывал о возникновении генетического почвоведения (педологии) в России, о выходе в свет книги «Русский чернозём». Именно после этой публикации почву стали рассматривать как самостоятельное природное тело, а её формирование как сложный процесс взаимодействия природных факторов почвообразования.
Ребята узнали, что почва − это не просто место, где растут растения, а сложная система и дом для многих организмов. Рассматривая образцы почв под лупой, школьники нашли множество ходов и сразу же угадали, кто их создал. На занятиях ребята проводили разнообразные опыты и увидели, что почва состоит из жидких, газообразных, живых и твёрдых компонентов. Но, конечно, как же без географии почв? Видов почв огромное множество, и каждая из них имеет свой «дом». В лесах тайги мы встречаем дерново-подзолистые почвы, а в лесостепях и степях – царя всех почв! Учитель показывал множество фотографий из своих экспедиций. Особенно ребятам запомнились снимки профилей почв. Каждая из них была уникальна, все они состояли, как торт, из разных слоёв. С таким учителем не соскучишься, ребята с радостью ходили на занятия, ведь самых активных ждал настоящий поход с заложением почвенного разреза. Напишите фамилию русского геолога и почвоведа, профессора минералогии и кристаллографии Санкт-Петербургского университета, известного как основоположник школы научного почвоведения и географии почв. (Ответ – одно слово).
Ответ: Докучаев
Задание 2: Сколько факторов почвообразования существует?
Ответ: пять
Задание 3: Эти животные рыхлят землю, обогащают её питательными веществами и способствуют её насыщению воздухом. Как называются эти животные? (Ответ – два слова).
Ответ: дождевые черви
Задание 4: Как называется главный компонент жидкой фазы почвы, в котором растворены химические и органические вещества? (Ответ – одно слово).
Ответ: вода
Задание 5: Как называется самая плодородная, тёмноокрашенная почва России? (Ответ – одно слово).
Ответ: чернозём
Задание 6: Рассмотрите фотографии и определите тип почвы
болотная подзолистая дерновая
Задание 7: Как называют слои в почве? (Ответ – одно слово).
Ответ: горизонты
Часть 2
Задание 1: По данным международного союза охраны природы, за последние 500 лет с лица Земли безвозвратно исчезло более 800 видов животных, ещё около 2000 отнесены к видам, которым угрожает исчезновение в ближайшим будущем. Сохранение этих видов и восстановление их популяций относится к числу важнейших задач человечества. В нашей стране проблемой восстановления численности редких животных занимаются в рамках национального проекта «Экология». В Красной книге России содержится список редких и находящихся под угрозой исчезновения видов нашей страны.
Наиболее успешно задачи по их охране решаются на особо охраняемых природных территориях – в национальных парках и заповедниках, где охраняются не только отдельные редкие виды, но и целиком природные экосистемы со всем комплексом связей, позволяющих существовать популяциям этих видов. Ещё один важный метод сохранения и восстановления популяций редких и исчезающих видов, особенно находящихся в критическом состоянии, – искусственное воспроизводство природных популяций. В этом случае проводят искусственное разведение вида в условиях неволи, а полученное потомство после соответствующей подготовки выпускается в природу. Сегодня мы поговорим об одном виде животных из Красной книги России, который практически исчез на территории нашей страны к концу XX века, но в настоящее время его численность восстанавливается благодаря усилиям, предпринимаемым на государственном уровне. Это крупный представитель семейства кошачьих, изолированные популяции которого существуют на юге Приморья и на Северном Кавказе. Численность дальневосточной популяции неуклонно снижалась в течение всего XX века и к концу столетия достигла критической отметки в несколько десятков особей. Ещё печальнее оказалась судьба кавказской популяции, которую во второй половине XX века объявили полностью исчезнувшей. Дальневосточную популяцию всё-таки удалось спасти в природных местообитаниях, а для восстановления кавказской популяции применяется искусственное разведение в неволе в специально созданном центре восстановления вида.Прежде всего давайте подумаем, о каком виде диких кошек идёт речь.
амурский тигр снежный барс леопард рысь
Ответ:
Задание 2: Исторический ареал этого вида занимал огромные площади в Африке и Азии. Но наш герой никогда не встречался в Австралии или обеих Америках. Почему он так и не появился там?
из-за более сильных конкурентов
из-за нехватки пищи
из-за неподходящих условий среды
из-за наличия географических преград
Ответ:
Задание 3: Изучив карту распространения вида, предположите, какие природные зоны он может заселять.
хвойно-широколиственный лестропический лессветлохвойную тайгутундрыпрерииарктические пустынипустынисаваннугорные лесатипичные степи
Ответ:
Задание 4: Хотя большая часть ареала вида расположена в тропических широтах, отдельные его популяции проникают далеко на север. Особи из северных популяций отличаются от своих южных сородичей:
более высокой температурой теласпособностью впадать в зимнюю спячкуболее длинной и густой шерстьюболее крупными размерамиспособностью совершать сезонные миграцииспособностью переходить на растительную пищу в зимний период
Ответ:
Задание 5: Центр по восстановлению популяции вида на Кавказе находится на федеральной ООПТ, которая считается самой первой ООПТ своего вида, созданной в России. Это:
Кавказский заповедник национальный парк «Зов тигра» Сочинский национальный парк национальный парк «Земля леопарда»
Ответ:
Задание 6: Для разведения в неволе центром по восстановлению популяции на Кавказе получены особи вида из разных государств (Туркмения, Португалия, Иран).Чем был обусловлен такой выбор?Животные в этих странах содержались в условиях, наиболее приближенных к Северному Кавказу.
Это способствует укреплению международного сотрудничества в сфере разведения редких животных.Выбор питомников и зоопарков определялся исключительно экономическими причинами.Использование поголовья из разных национальных зоопарков и питомников позволило избежать близкородственного скрещивания (инбридинга) и повысить генетическое разнообразие формирующейся популяции.
Ответ:
Задание 7: На Дальнем Востоке основная часть популяции этого вида обитает на ООПТ, которая имеет статус:
заказника заповедника национального парка природного парка
Ответ:
Задание 8: За 2023 год эту ООПТ посетило 165 тысяч человек. В чём могла заключаться основная цель посещения?
сбор грибов и ягод охота и рыболовство экологический туризм сбор лекарственных растений
Ответ:
Задание 9: В лесах Дальнего Востока кроме нашего героя также обитает его близкий родственник и одновременно опасный конкурент. Как он называется? (Ответ – два слова).
Ответ:
Задание 10: Как называется ещё один представитель группы крупных кошек, также внесённый в Красную книгу России и обитающий в горах Южной Сибири? (Ответ – два слова).
Ответ:
Задание 11: Численность любого крупного хищника всегда зависит от видового разнообразия и численности его жертв. Основу рациона нашего хищника составляют различные копытные животные. Установите соответствие между видом копытных и географической популяцией хищника, в рацион которой входит этот вид.
Пятнистый оленьЕвропейская косуляБлагородный оленьКабаргаСибирская косуляГорный козёл (тур)Дальневосточная популяцияКавказская популяция
Ответ:
Задание 12: Укажите главную причину резкого снижения численности этого вида (и большинства крупных млекопитающих) в XX веке.
исчезновение местообитаний изменение климата охота и браконьерство применение пестицидов
Ответ:
Задание 13: Важной частью международных усилий по сохранению вида является ограничение торговли как живыми представителями, так и частями тела убитых животных (например, шкурами, черепами и т. п.). Каким международным правовым актом регулируется этот запрет?
Всемирная конвенция о биологическом разнообразииБоннская конвенция об охране мигрирующих видов диких животныхконвенция СИТЕСРамсарская конвенция
Ответ:
Задание 14: Дальневосточная популяция вида увеличилась почти в три раза за последние 2020 лет. С чем это прежде всего связано?
с ужесточением наказания за браконьерство с увеличением численности кормовых объектов с внесением вида в Красную книгу с созданием крупной ООПТ, сохраняющей всю уникальную экосистему Южного Приморья
Ответ:
Задание 15: Весной 2024 г. Россия и Китай заключили соглашение о совместных усилиях по охране крупных кошек. В чём может заключаться главная задача совместной деятельности двух стран?
Часть потомства российских кошек будут продавать в Китай для восстановления местной популяции.Россия будет получать из Китая животных для восстановления популяции и избегания близкородственного скрещивания (инбридинга) в российской популяции.В обмене опытом по сохранению исчезающих видов.Существует единая популяция вида, не признающая государственных границ, сохранить которую можно только совместными усилиями двух стран (создание трансграничной ООПТ).
Ответ:
Задание 16: Почему благополучное состояние популяций этого вида важно для экосистемы? Этот хищник – санитар леса, он убивает больных и ослабленных животных. Норы, которые роет этот хищник, в дальнейшем могут использоваться другими видами млекопитающих. Это опасный хищник, который не даёт проникать инвазионным видам в экосистему. Этот вид находится на самой вершине трофической цепи, от благополучия его популяции зависит состояние популяций на всех нижележащих уровнях.
Ответ:
9 класс
Задание 1: На экологической олимпиаде в Москве собрались ученики из разных регионов России. Среди участников была Катя из Сибири, исследующая влияние таяния многолетней мерзлоты на экосистемы и хозяйственную деятельность.
Андрей из Калмыкии занимался проектом по восстановлению популяции сайгаков, вымирающего вида, обитающего в его родных степях, а предметом исследования Даши из Москвы являются экосистемные услуги.Какие из предложенных утверждений верны для экосистемы тундры?
Ответ: малое количество видов растений, короткий вегетационный период
Задание 2: Как называются кристаллы льда с расширенными полостями, заполненными газом, в т. ч. метаном, вызывающим парниковый эффект? (Ответ – одно слово).
Ответ: газогидраты
Задание 3: Учёные подсчитали, что в вечной мерзлоте тундры и на дне Северного Ледовитого океана скрывается около 60 млрд тонн метана (так называемого «метанового мороженого»). Выберите риски, которые могут возникнуть при разработке этих месторождений, а также их таяния вследствие изменения природных условий.
риск глобального похолодания риск усиления глобального потепления риск взрыва «метанового мороженого» риск образования провалов грунта
Ответ:
Задание 4: В каком заповеднике восстанавливается и сохраняется уникальная калмыцкая популяция сайгака? (Ответ – два слова).
Ответ: чёрные земли
Задание 5: В какой стране обитает самое большое количество сайгаков? в Монголии в Туркменистане в России в Казахстане
Ответ: в Казахстане
Задание 6: Блага, которые мы получаем от экосистем, могут быть разделены на экосистемные услуги и экосистемные товары. В таком случае под товарами обычно имеют в виду материальные блага. Однако под экосистемными услугами человек подразумевает только то, что приносит ему пользу. Следовательно, некоторые природные процессы и явления обычно не оцениваются. В таком случае их нельзя отнести ни к товарам, ни к услугам экосистем.Прочитайте приведённые примеры и классифицируйте их на экосистемные товары, услуги и то, что к ним не относится.
заготовка древесины явление зоохории добыча ископаемого топлива сбор лекарственных трав восстановление здоровья и экотуризм опыление сельскохозяйственных культур добыча известняка охота на животных ради меха экосистемные товары экосистемные услуги пример не относится ни к экосистемным товарам, ни к экосистемным услугам
Ответ:
Задание 7: 25 июня 2024 года студенты Антонина, Виктор и Владислав успешно сдали сессию и решили отпраздновать это событие, устроив пикник. Место для пикника было выбрано за городом, на территории лесного массива в Дмитровском районе Московской области.
Расположившись на полянке, ребята стали готовиться к мероприятию: Виктор и Владислав пошли за дровами, а Антонина, увидев ягоды (фото № 1 и № 2), принялась их собирать и угощать друзей. Особенно вкусной и ароматной была ягода № 1 И как же её было много – почти полная 2 килограммовая корзина набралась.
Наступил вечер. Студенты, оставив на полянке тлеющий костёр, а под кустом несколько пустых стеклянных бутылок из-под газировки, отправились по домам.Назовите ягоды, которые собирала Антонина. (В ответе укажите названия, каждое название в отдельном поле ответа).
Ответ: Княженика, малина
Задание 8: С каким краснокнижным растением столкнулись ребята во время своего пикника? (В ответе укажите одно слово).
Ответ: Княженика
Задание 9: Используя таблицы 1 и 2, рассчитайте размер вреда, причинённого лесным природным объектам действиями Антонины. (В ответе укажите число с точностью до 1 рубля).Таблица 1. Таксы для исчисления размера вреда, причинённого лесам
Вид нарушения Размер ущерба
1. Заготовка живицы, осуществляемая с нарушением установленных правил, а равно самовольно 5-кратная стоимость живицы, исчисленная по ставкам платы за единицу объёма живицы
2. Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов, осуществляемые с нарушением установленных правил, а равно самовольно, а также их порча или уничтожение пней, бересты, коры деревьев и кустарников, хвороста, веточного корма, еловой, пихтовой и сосновой лапы, камыша, тростника, луба 2-кратная стоимость пней, бересты, коры деревьев и кустарников, хвороста, веточного корма, еловой, пихтовой и сосновой лапы, камыша, тростника, луба, исчисленная по ставкам платы за единицу объёма недревесных лесных ресурсов
3. Заготовка пищевых лесных ресурсов (дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, семян, древесных соков) и сбор лекарственных растений, осуществляемые с нарушением установленных правил, а равно самовольно 2-кратная стоимость дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, семян, древесных соков, лекарственных растений, исчисленная по ставкам платы за единицу объёма пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений
Примечание: Размер такс подлежит увеличению в 10 раз при определении размера вреда, причинённого в связи с незаконной заготовкой пищевых лесных ресурсов или сбором лекарственных растений, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации и (или) Красные книги субъектов Российской Федерации.
Таблица 2. Ставки платы за единицу объёма пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений
Виды лесных ресурсов Ставка платы(рублей за единицу измерения)
Московская область
Древесные соки 128,4 за 1 ц
Пищевые лесные ресурсы:
дикорастущие плоды 10,7 за 1 кг
дикорастущие ягоды 10,7 за 1 кг
дикорастущие грибы 10,7 за 1 кг
дикорастущие орехи 10,7 за 1 кг
семена 10,7 за 1 кг
Лекарственные растения 10,7 за 1 кг
Ответ:
Задание 10: Сколько будут разлагаться в естественной природной среде стеклянные бутылки, оставленные ребятами под кустом?до 100 лет более 100 лет более 200 лет более 500 лет более 1000 лет
Ответ:
Задание 11: В прошлом году Катя отдыхала в «Артеке» и познакомилась там с Зафаром. Зафар, черноволосый, с ослепительной белозубой улыбкой, рассказал, что приехал в Россию из жаркой страны, расположенной в той части далёкого континента, где находится самая крупная пустыня в мире. Как и Катя, Зафар увлекается экологией, особенно его интересует взаимоотношение особей или групп особей того или иного вида с условиями среды. Катя изучает биоценозы.
За время смены ребята подружились и договорились приехать друг к другу в гости. Зафар рассказал, что давно мечтает побывать в смешанном лесу. И вот летом он приехал к Кате в гости, и ребята сразу отправились на экскурсию в лес. Зафар был поражён разнообразием и внешним видом деревьев и кустарников. На его родине растительный покров очень разрежен и представлен злаками и кустарниками с обширной и глубокой корневой системой, а также однолетниками. Катя рассказала, что лес – очень сложный живой организм и в 1944 году выдающийся советский и российский учёный, основоположник научного направления – биоценологии, ввёл понятие леса как биогеоценоза. Почти рядом с дорогой ребятам встретилась лисица. Зафар её сразу узнал, но долго удивлялся, почему у неё такие короткие уши. А вот ёжик показался ему таким же милым и шустрым, как и у него на родине. «Только у наших ежей ноги длиннее и уши больше», – добавил Зафар. «Зато наши лисицы и ежи крупнее», − улыбнулась Катя, вспомнив экологическое правило. Зафар не стал спорить и согласился, что встреченные ими животные отличаются более крупными размерами. Экскурсию прервал летний дождь, и ребятам пришлось бегом возвращаться домой.Из какого региона мира приехал Зафар? (Ответ – два слова).
Ответ:
Задание 12: Как называется раздел общей экологии, которым интересуется Зафар? (Ответ – одно слово).
Ответ:
Задание 13: Как называется комплекс морфологических, анатомических и физиологических признаков, возникающих у растений как приспособление к засушливым условиям обитания? (Ответ – одно слово).
Ответ:
Задание 14: О каком учёном рассказала Катя Зафару на экскурсии в лесу? Напишите полностью имя, отчество и фамилию учёного. (Каждое слово запишите в отдельное поле ответа).Ответ: Имя , Отчество , Фамилия
Ответ:
Задание 15: Как называется лисица с длинными ушами, обитающая на родине Зафара? (Ответ – одно слово).
Ответ:
Задание 16: Какое правило объясняет различия в размерах выступающих частей тела животных в разных климатических зонах? (Ответ – одно слово).Ответ: правило
Ответ:
Задание 17: О каком экологическом правиле вспомнила Катя, когда говорила о сравнительных размерах животных? (Ответ – одно слово).Ответ: правило
Ответ:
Задание 18: Прочитайте текст. Для заполнения пропусков ответьте на вопросы.29ноября 2024 года исполняется (1) лет со дня основания одной из старейших природоохранных организаций в России «(2)», цель создания которой – объединение научных сил и наиболее прогрессивно мыслящей общественности для восстановления и рационального использования природных ресурсов страны. Эта организация взяла на себя выполнение функций общественного (3) за использованием природных ресурсов, за выполнением природоохранного законодательства.
Перед организацией стояли задачи по обеспечению охраны (4) и (5). (1) Впишите количество лет.(2) Впишите полное название организации (все слова в именительном падеже).(3) Деятельность граждан и некоммерческих организаций, направленная на достижение прозрачности работы органов государственной власти и местного самоуправления, учёт общественного мнения, повышение эффективности государства, усиление его ответственности перед обществом и т. д. (Ответ – одно слово).(4) Категория особо охраняемых природных территорий (ООПТ), к которым относят отдельные ценные и примечательные природные объекты или сравнительно небольшие комплексы, представляющие научный, познавательный или эстетический интерес. (Ответ – два слова, каждое в отдельном поле ответа).(5) Категория особо охраняемых природных территорий (ООПТ) федерального значения, в границах которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и полностью запрещается экономическая и иная деятельность, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. (Ответ – одно слово).
Ответ:
10 класс
Задание 1: Андрей и Сита познакомились на экологической смене в образовательном центре «Сириус». Андрей сразу обратил внимание на смуглую и стройную девушку с ослепительной белозубой улыбкой. Оказывается, Сита приехала издалека. Она рассказала, что живёт в стране, где в высочайшей горной системе Земли берёт начало священная река – небесная река, которая спустилась на землю.
Андрей признался, что тоже приехал издалека и живёт на берегу самого глубокого озера на планете, а его родители работают в самом первом заповеднике России, территория которого входит в число биосферных резерватов и объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. «Как я мечтаю побывать на этом озере», − вздохнула Сита. «А я с детства мечтаю побывать в твоей стране, я очень много читал о ней», − ответил Андрей.«Моя страна очень красивая и древняя, но в ней очень много серьёзных экологических проблем – загрязнение окружающей среды, деградация лесов и сельскохозяйственных земель, потеря биоразнообразия, ухудшение здоровья населения. Я здесь, чтобы научиться решать эти проблемы», − добавила девушка. «Многие из этих проблем характерны и для моей страны, − ответил Андрей. – В результате хозяйственной деятельности человека в окружающую среду попадают чужеродные вещества, естественно, не входящие в биотический круговорот, например, нефтепродукты, фреоны, пестициды, тяжёлые металлы. Попадая в окружающую природную среду, они могут вызвать аллергические реакции, изменить наследственные признаки, снизить иммунитет, вызвать специфические заболевания, нарушить ход процессов в естественных экосистемах вплоть до уровня биосферы в целом». «Да, это очень опасные вещества, и люди на моей родине тоже сильно страдают от подобного загрязнения. К сожалению, среди моих соотечественников очень много людей с низким достатком, которые не могут позволить себе хорошо питаться и употреблять в пищу качественные продукты. Поэтому часто в пищу попадают ботулотоксины, афлатоксины, соланин, сальмонелла и другие микроорганизмы, вызывающие тяжёлые отравления, заболевания и даже гибель людей», − с горечью добавила Сита.Тем для обсуждения оказалось очень много, поэтому Андрей и Сита не только вместе работали на семинарах, но и общались в свободное время. По окончании экологической смены ребята обменялись контактами и договорились продолжить общение, когда вернутся домой. А может, если получится, приехать друг к другу в гости.Из какой страны приехала Сита?
Ответ: Рио-де-Жанейро, Бразилия
Задание 2: В каком заповеднике работают родители Андрея? (Правильный ответ − одно слово)
Ответ: Байкальский
Задание 3: Для охраны какого животного, изображённого на фото, был создан заповедник, где работают родители Андрея?
Укажите номер фото и название животного .
Ответ: 1, соболь
Задание 4: На берегу какого озера живёт Андрей?
Ответ: Байкал
Задание 5: Какое животное, изображённое на рисунках, не встречается на родине Ситы?
Укажите номер фото и название животного (в ответе – название вида, два слова).
Ответ:
Задание 6: Считается, что джунгли в тропических странах образуются на заброшенных пашнях, местах вырубки и гарях, то есть часто являются следствием человеческой деятельности. Первыми появляются высокие злаки и кустарники, перевязанные многочисленными лианами, позже − быстрорастущие деревья мягких древесных пород. Как называется это явление? (Правильный ответ − два слова.)
Ответ:
Задание 7: Как называются чужеродные загрязнители, о которых рассказал Андрей? Назовите группу.
Ответ:
Задание 8: Природоохранный прокурор обратился в суд в интересах Российской Федерации с иском к гражданам Иванову Виктору и Андрееву Николаю о возмещении материального ущерба, причинённого уничтожением объектов животного мира, отнесённых к объектам охоты. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что гражданам Иванову В. и Андрееву Н. было официально отказано в выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов.
Однако, игнорируя установленный законодательством порядок добычи диких животных, граждане всё-таки решили незаконно добыть копытное животное – лося, вступили между собой в предварительный сговор и отправились на совместную любительскую охоту в общедоступные охотничьи угодья.Виктор Иванов, увидев за кустами двух животных – самца и самку (см. фото № 1), умышленно произвёл по ним несколько прицельных выстрелов из принадлежащего ему карабина, в результате чего животные погибли.
Чуть позже Николай Андреев, находясь в стороне от своего товарища, также произвёл несколько прицельных выстрелов в выбежавших на него из-за деревьев трёх животных – самки и двух телят, также самок (фото № 2). Животные погибли. После незаконной добычи копытных друзья разделали их туши и отправились домой.На каких животных охотился Виктор Иванов? (в ответе – одно слово в именительном падеже)
Ответ:
Задание 9: Какова сумма ущерба, причинённого объектам животного мира действиями В. Иванова и Н. Андреева? При расчёте ущерба используйте таблицы 1 и 2. (В ответе укажите число с точностью до рубля.)Таблица 1. Таксы для исчисления размера вреда, причинённого охотничьим ресурсам
Nп/п Виды охотничьих ресурсов Такса(рублей за 1 особь)
1. Лось, сибирский горный козел, овцебык 80 000
2. Кабан, дикий северный олень 30 000
3. Благородный олень 70 000
4. Пятнистый олень, лань, туры, сайгак, кабарга 60 000
5. Косули, муфлон, серна 40 000
6. Снежный баран 100 000
7. Гибрид зубра с бизоном, домашним скотом 180 000
8. Медведи 60 000
9. Барсук 12 000
10. Сурки, бобры, куницы, харза 6000
11. Соболь, выдра, росомаха 15 000
12. Рысь 40 000
13. Волк, лисица, шакал, енот-полоскун, енотовидная собака 200
Таблица 2. Значение пересчётного коэффициента «К»
Nп/п Обстоятельства, которые повлекли причинение вреда охотничьим ресурсам Значение коэффициента «К» Значение коэффициента «К» при уничтожении самок охотничьих ресурсов
1 Умышленное уничтожение охотничьих ресурсов, в том числе:
1.1 Незаконная охота и (или) нарушение Правил охоты (за исключением незаконной охоты и (или) нарушения Правил охоты на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков и государственных природных заказников) 3 5
1.2 Незаконная охота и (или) нарушение Правил охоты на территории государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков и государственных природных заказников 5 7
1.3 Добыча охотничьих ресурсов сверх установленного количества охотничьих ресурсов, указанного в разрешении на добычу охотничьих ресурсов 3 5
1.4 Добыча охотничьих ресурсов сверх установленной нормы добычи охотничьих ресурсов (за день или за сезон), указанной в разрешении на добычу охотничьих ресурсов 1
1.5 Действия (бездействия), по причине которых произошло уничтожение (гибель) охотничьих ресурсов умышленно или по халатности при осуществлении хозяйственной деятельности 3
2 Уничтожение охотничьих ресурсов по неосторожности (кроме случаев осуществления охоты) 1
3 Уничтожение охотничьих ресурсов, занесённых в красные книги субъектов Российской Федерации 5 7
4 Локальное разрушение (уничтожение) обитаемых либо регулярно используемых охотничьими ресурсами в жизнедеятельности и для воспроизводства (размножения) нор, дупел деревьев, токов 5
Примечание: Размер вреда (ущерб) вследствие прямого уничтожения конкретного вида охотничьих ресурсов, их незаконной добычи (отлова, отстрела), уничтожения по неосторожности исчисляется как произведение таксы для исчисления размера вреда, причинённого данному виду охотничьих ресурсов, пересчётного коэффициента К и количества уничтоженных особей охотничьих ресурсов данного вида. Размер суммарного вреда вследствие уничтожения нескольких видов охотничьих ресурсов исчисляется как сумма вреда в отношении всех особей каждого вида охотничьих ресурсов.
Ответ:
Задание 10: К каким видам эколого-правовой ответственности должны быть привлечены граждане Иванов В. и Андреев Н.? (В ответе – два прилагательных в именительном падеже, каждое слово в отдельное поле ответа.)
Ответ:
Задание 11: Назовите состав правонарушения, за которое должны понести наказание граждане Иванов В. и Андреев Н.
нарушение правил охоты, незаконная добыча особо ценных диких животных, совершённая группой лиц по предварительному сговору, незаконная охота с причинением крупного ущерба (превышающего сорок тысяч рублей) либо в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена, либо на особо охраняемой природной территории, нарушение правил, регламентирующих виды пользования животным миром, незаконная охота, совершённая группой лиц по предварительному сговору либо причинившая особо крупный ущерб (превышающий сто двадцать тысяч рублей)
Ответ:
Задание 12: Прочитайте текст. Для заполнения пропусков ответьте на вопросы.«Современные проблемы требуют современных решений, а точнее, современных технологий!» – начал семинар по цифровым технологиям в экологии Вячеслав Олегович. Школьники внимательно слушали рассказ, поскольку знание того, как цифровизация помогает решать экологические проблемы, поможет им стать востребованными специалистами в будущем. «Конечно, наиболее популярная технология сегодня – искусственный интеллект, – продолжил учитель.
– Он широко применяется в экологической науке и практике охраны природы. Например, учёные используют компьютерное зрение и снимки (1) зондирования Земли, чтобы определять различные проблемы природопользования, такие как опустынивание и (2), а на более локальном уровне – несанкционированные (3) и (4). Компьютерное зрение также используют зоологи для определения и идентификации крупных видов животных на снимках с (5). Кроме того, он помогает отделять различные фракции (6) при сортировке (7) на конвейерной ленте на специализированных заводах.(1) Метод получения информации о поверхности Земли и объектах на ней бесконтактными методами, при которых регистрирующий прибор удалён от объекта исследований на значительное расстояние. (Одно слово, имя прилагательное)(2) Процесс антропогенной вырубки лесов с целью использования земли в иных целях, в основном для сельского хозяйства.(3) Повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений при отсутствии соответствующей разрешительной документации.(4) Места скопления мусора.(5) Разновидность фотоаппарата, предназначенного для съёмки без участия человека с автоматическим запуском от датчика движения.(6) Материалы, которые были использованы и потреблены в одном процессе или продукте, а затем подверглись переработке и повторному использованию в другом процессе или продукте. Они получают вторую жизнь вследствие переработки и могут быть использованы в новых материалах или изделиях.(7) Вещества или предметы, образованные в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые перерабатываются, утилизируются или захораниваются.
Ответ:
Задание 13: Прочитайте текст. Для заполнения пропусков ответьте на вопросы.29 ноября 2024 года исполняется (1) лет со дня основания одной из старейших природоохранных организаций в России «(2)», цель создания которой – объединение научных сил и наиболее прогрессивно мыслящей общественности для восстановления и рационального использования природных ресурсов страны.
Важное место в работе организации заняло (3) – пропаганда идей охраны природы среди населения (в особенности среди детей): проведение лекций, бесед и диспутов по охране природы, организация постоянных и периодических выставок, издание литературы природоохранного содержания, проведение экскурсий. Организация занималась изданием журнала «(4)», в котором значительное место занимали научные публикации членов организации.(1) Впишите количество лет.(2) Впишите полное название организации в именительном падеже.(3) Впишите одно слово в именительном падеже. Значение: распространение знаний.(4) Впишите два слова в именительном падеже. Значение: защита окружающей среды.
Ответ:
11 класс
Задание 1: Дмитрий и Габриэл познакомились на молодёжном экологическом форуме. Оказалось, что Габриэл живёт в городе, где проводились Саммит Земли и Конференция ООН по устойчивому развитию. «Мой дедушка принимал участие в Саммите, а родители выступали на Конференции ООН, − похвастался Габриэл. − В моей семье все экологи, и я тоже увлекаюсь экологией, поэтому я здесь».
Дмитрий рассказал, что его родители – гидробиологи, они работают в Институте биологии внутренних вод им. И.Д. Папанина РАН, который был основан для изучения влияния созданного в 1947 году крупного водохранилища на почвы, флору и фауну прилегающих территорий. В северо-западной части водохранилища расположен заповедник, названный в честь английского естествоиспытателя, основоположника эволюционной теории. Заповедник специализируется на исследованиях влияния водохранилища на природные комплексы южной тайги. Дмитрий признался, что часто бывает в этом заповеднике и изучает там виды животных, преднамеренно или случайно переселённых человеком за пределы естественного ареала в новые для них места обитания, а также процесс их адаптации к новым экологическим условиям. «Например, в нашем регионе раньше не встречались кабаны, а теперь их очень много», − добавил Дмитрий. «Экологические последствия такого расселения могут быть очень серьёзными. В мою страну люди тоже привезли кабанов, они отлично прижились, даже образуют гибриды с домашними свиньями и наносят большой ущерб сельскому хозяйству, а ещё вытесняют местные виды животных», − посетовал Габриэл. «Да, континенты разные, а экологические проблемы похожие», − согласился Дмитрий. «Потепление климата – вот ещё одна общая серьёзная проблема», − с тревогой в голосе сказал Габриэл. − Для уменьшения выбросов парниковых газов в моей стране перешли на производство биотоплива из сахарного тростника. В результате выбросы парниковых газов по сравнению с бензином сократились на 61 %61 %». «Впечатляет, − восхитился Дмитрий. – И экономика развивается, и окружающая среда при этом не страдает». Дмитрий в свою очередь рассказал, что важным направлением климатической политики Российской Федерации является способность природных, социальных или экономических систем изменяться, приспосабливаться в ответ на фактические или ожидаемые климатические изменения, а также их последствия. «Человечество уже сейчас должно задуматься, какой след от нас останется на Земле», − вздохнул Габриэл. «Ты имеешь в виду выбросы парниковых газов?» − спросил Дмитрий. «Нет, я имею в виду другой след, величина которого измеряется в глобальных гектарах, − ответил Габриэл. – Каждый из нас несёт ответственность за судьбу планеты».Друзья договорились оставаться на связи и вместе решать экологические проблемы своих стран.В каком городе и в какой стране живёт Габриэл?(В ответе укажите два названия, каждое запишите в отдельное поле ответа).Город: Страна:
Ответ: Рио-де-Жанейро, Бразилия
Задание 2: В каком году проводился Саммит Земли, в котором принимал участие дедушка Габриэла?
Ответ: 1992
Задание 3: Как назывался программный документ, принятый на Саммите Земли?
«Повестка дня на XXI век» Договор о защите озонового слоя и контроле над движением токсических отходов Стокгольмская декларация
Ответ: 1
Задание 4: Как называется заповедник, расположенный на берегу водохранилища, о котором рассказал Дмитрий? (В ответе укажите только одно слово – первое из официального названия).
Ответ: Дарвиновский
Задание 5: Как называется процесс адаптации завезённых видов на новой территории, который изучает Дмитрий?
Ответ: акклиматизация
Задание 6: О негативных последствиях какого явления по расселению животных на новые территории говорил Габриэл?
Ответ:
Задание 7: Вставьте пропущенное слово: Смягчение изменения климата путём предотвращения/cокращения выбросов парниковых газов и их поглощения называется _______.
Ответ: Митигация
Задание 8: Какой след имел в виду Габриэл? (Правильный ответ – 1 слово).
Ответ:
Задание 9: О каком следе подумал Дмитрий, когда неправильно понял, что имел в виду Габриэл? (Правильный ответ – одно слово).
Ответ:
Задание 10: Алиса, Лиза и Дмитрий – студенты второго курса биологического факультета. На занятиях по дисциплине «Зоология» они получили задание изучить повадки хищных животных. Для этого друзья отправились в зоопарк и остановились у клетки с волками. К сожалению, информационной таблички с наименованием вида ребята не заметили, но обратили внимание на необычный окрас животных. Волки отличались рыжевато-красной шерстью на спине и боках и очень напоминали лис. Вдруг Лизе стало жалко животных, и она бросила в клетку валявшийся рядом кусок мяса. Алиса и Дмитрий, поддержав Лизу, кинули волкам ещё и бутерброды, которые взяли с собой.
Работник зоопарка, заметив это, потребовал, чтобы ребята прошли в здание администрации. Там представитель администрации, объяснив посетителям, что они грубо нарушили правила посещения зоопарка, записал их фамилии, имена и отчества, адреса места жительства и потребовал уйти из зоопарка.На следующий день один из волков заболел, а через несколько дней умер. Ветеринар зоопарка дал заключение, что смерть произошла из-за отравления. Администрация зоопарка обратилась в правоохранительные органы с требованием привлечь ребят к ответственности за совершение действий, которые привели к гибели волка.Одновременно администрация зоопарка предъявила в суд иск о возмещении вреда, причинённого зоопарку гибелью животного.Каких волков встретили ребята в зоопарке? (В ответе одно слово, прилагательное).
Ответ:
Задание 11: С какого возраста наступает административная и уголовная ответственность физических лиц за экологические правонарушения?
с 12 лет с 14 лет с 16 лет с 18 лет с 21 года
Ответ:
Задание 12: К каким видам эколого-правовой ответственности можно привлечь студентов в описанной ситуации?.(В ответе – два слова, каждое в своё поле ответа).
Ответ:
Задание 13: Назовите состав правонарушения, под который подпадают действия Алисы, Лизы и Дмитрия на территории зоопарка.Причинение вреда редким и находящимся под угрозой исчезновения видам животных, занесённым в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами РФ, в том числе их уничтожение.Нарушение правил охоты, правил, регламентирующих другие виды пользования объектами животного мира.Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях.Незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных, принадлежащих к видам, занесённым в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами РФ.Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов.
Ответ:
Задание 14: Используя таблицу 1, рассчитайте размер вреда, причинённого объектам животного мира действиями ребят на территории зоопарка (в ответе укажите число с точностью до 1 рубля).Примечание. При уничтожении либо незаконном добыче объектов животного мира размер вреда вычисляется как произведение количества уничтоженных либо незаконно добытых особей (экземпляров) одного вида, норматива стоимости объекта животного мира данного вида и показателя, учитывающего инфляцию (в данном случае равен
1).Таблица 1. Нормативы стоимости объектов животного мира, занесённых в Красную книгу Российской Федерации
Виды объектов животного мира Единица измерения (независимо от размера, возраста и пола) Норматив стоимости в рублях
Класс Млекопитающие – Classis MammaliaОтряд Хищные – Ordo Carnivora руб. /экз.
Медновский голубой песец – Alopex lagopus semenovi -“- 70000
Красный волк – Cuon alpinus -“- 75000
Белый медведь – Ursus maritimus -“- 300000
Солонгой – Mustela altaica raddei (дальневосточная популяция) -“- 30000
Амурский степной хорь – Mustela eversmanni amurensis -“- 30000
Кавказская европейская норка – Mustela lutreola turovi -“- 40000
Перевязка – Vormela peregusna -“- 40000
Кавказская выдра – Lutra lutra meridionalis -“- 40000
Калан – Enhydra lutris -“- 80000
Кавказская лесная кошка – Felis silvestris caucasica -“- 30000
Кавказский камышовый кот – Felis chaus chaus -“- 30000
Манул – Felis manul -“- 50000
Амурский тигр – Panthera tigris altaica -“- 1100000
Леопард – Panthera pardus -“- 1100000
Снежный барс – Uncia uncia -“- 1100000
Ответ:
Задание 15: Иски о компенсации вреда окружающей среде, причинённого нарушением экологического законодательства, могут быть предъявлены в течение:3 лет 5 лет 10 лет 15 лет 20 лет
Ответ:
Задание 16: Прочитайте текст. Заполните пропуски (каждый пропуск – одно слово).«Современные проблемы требуют современных решений, а точнее, современных технологий!» – начал семинар по цифровым технологиям в экологии Вячеслав Олегович. Школьники внимательно слушали рассказ, поскольку знание того, как цифровизация помогает решать экологические проблемы, поможет им стать востребованными специалистами в будущем. «Конечно, наиболее популярная технология сегодня – искусственный интеллект, – продолжил учитель.
– Он широко применяется в экологической науке и практике охраны природы. Например, искусственный интеллект вносит свой вклад и в задачу (1) к изменениям климата. Модели прогнозирования (2) рисков дают понимание того, какие изменения произойдут на той или иной территории и к каким последствиям они могут привести. Примерами таких рисков являются таяние вечной / многолетней мерзлоты, аномальные погодные явления, такие как град, жара и другие. Однако важно помнить, что искусственный интеллект и сам оказывает воздействие на окружающую среду. Создание нейросетей требует большого количества электрической энергии. Строятся многочисленные центры обработки данных, которые часто располагаются вблизи электростанций. Если энергию вырабатывают за счёт движения воды или ветра, то такая энергия считается (3), а модель искусственного интеллекта имеет меньший (4) след. Существуют даже специальные нейросети, которые помогают сокращать (4) след от обучения моделей искусственного интеллекта. То есть технология может использоваться для сокращения негативных воздействий на окружающую среду от самой этой технологии!
Ответ:
Задание 17: 29 ноября 2024 года исполняется (1) лет со дня основания одной из старейших природоохранных организаций в России «(2)», цель создания которой – объединение научных сил и наиболее прогрессивно мыслящей общественности для восстановления и рационального использования природных ресурсов страны. Организация привлекала общественность к решению проблем охраны окружающей среды, имеющих приоритетное общегосударственное значение, связанных с освоением природных богатств Дальнего Востока и Сибири, со строительством Байкало-Амурской магистрали, дальнейшим развитием сельского хозяйства Нечернозёмной зоны РСФСР, с предотвращением загрязнения бассейнов рек (3) и Урала, Чёрного, Балтийского и Азовского морей, озёр (4) и Селигер и др.
В 1984 году организация награждена Серебряной медалью Программы ООН по (5).В настоящее время организация продолжает активную деятельность, реализуя следующие проекты:Ледовый переход «Встреча с Байкалом», который был впервые проведён в 2014 году по инициативе Иркутского областного отделения. Ежегодно в марте около 300 человек отправляются в 12-километровый переход по льду озера. Ведь именно в это время, как считается, лёд Байкала максимально прозрачен, но в то же время очень прочен. Благодаря чистоте замёрзшей воды можно наслаждаться неповторимой красотой узоров льда.Проект «(6) роща» – экологическая инициатива, призванная объединить школьников, студентов и волонтёров с целью восстановления утраченного лесного фонда. Школьники и студенты Волгоградской области посадили в питомнике жёлуди, чтобы в последствии высадить молодые деревца в Волго-Ахтубинской пойме.Экологическая акция «Чистая гора» проводится при участии представителей организации с 2018 года. Ежегодно в конце августа несколько сотен волонтёров из разных регионов России приезжают на (7), чтобы вместе собрать и вынести с высочайшей горы Европы мусор.(1) Впишите количество лет.(2) Впишите полное название организации.(3) Река в европейской части России, одна из крупнейших рек на Земле и самая большая по водности, площади бассейна и длине в Европе, а также крупнейшая в мире река, впадающая в бессточный (внутренний) водоём. (Ответ – одно слово).(4) Озеро тектонического происхождения, самое глубокое озеро на планете, крупнейший природный резервуар пресной воды и самое большое по площади пресноводное озеро Евразии. (Ответ – одно слово).(5) Ведущая всемирная экологическая организация, созданная в 1972 году. (Ответ – два слова).(6) Относящийся к виду деревьев, лучше всего узнаваемому благодаря его плодам, являющимся, по сути, орехами. (Ответ – одно слово).(7) Стратовулкан на Кавказе, самая высокая горная вершина России. (Ответ – одно слово).
Ответ: