Вопросы с ответам Олимпиада ВСОШ по Литературе 6 класс г. Москва

Содержание
  1. 1. Перед вами иллюстрации к одному произведению. Укажите название этого произведения без кавычек.
  2. 2. Укажите фамилию автора
  3. 4. Словесное художественное творчество представлено фольклорными (устными, где нет одного автора) и литературными (письменными и имеющими автора) текстами. Прочитайте фрагменты текстов и определите, что это за текст: литературный авторский или фольклорный.
  4. 5. Нередко писатели используют псевдонимы, и читатели зачастую знают только псевдоним, а не имя автора. Ниже приведён список настоящих имён писателей. Соотнесите имена с портретами.
  5. 6. В художественной литературе часто используется фантастический (волшебный, чудесный) компонент. Определите по фрагменту текста те произведения, в которых этот компонент присутствует.
  6. 7. Прочитайте стихотворение, ответьте на вопросы. Яков Петрович Полонский (1819–1898) Развалину башни, жилище орла…
  7. Какой стихотворный размер используется в стихотворении?
  8. 8. Укажите правильный вариант рифмовки в стихотворении.
  9. 9. Как называется художественный приём (троп), использованный в строках 3–4?
  10. 10. Назовите строфу, которой написано стихотворение. Используйте термин французского происхождения. Ответьте одним словом в И. п., ед. ч.
  11. 11. Как называется вид рифмы, использованной в стихотворении?
  12. 12. В каких строках содержится метафорический эпитет со значением «древний, старый»?
  13. 13. Какой троп присутствует в строке 7?
  14. 14. Какая фигура речи использована в строках 3, 5, 7, 9, 11? Ответьте одним словом в И. п., ед. ч.

1. Перед вами иллюстрации к одному произведению. Укажите название этого произведения без кавычек.

Ответ: Дубровский

https://uchebnik.mos.ru/cms/system/atomic_objects/files/014/798/139/original/Risunok1_1.jpg

https://uchebnik.mos.ru/cms/system/atomic_objects/files/014/798/140/original/Risunok1_2.jpg

2. Укажите фамилию автора

Ответ: Александр Сергеевич Пушкин 

3. Расположите эти иллюстрации по порядку в соответствии с развитием сюжета.

Ответ: 4132

4. Словесное художественное творчество представлено фольклорными (устными, где нет одного автора) и литературными (письменными и имеющими автора) текстами. Прочитайте фрагменты текстов и определите, что это за текст: литературный авторский или фольклорный.

1. Ой, мороз-мороз, не морозь меня,
Не морозь меня, моего коня.
Не морозь меня, моего коня.
Моего коня, белогривого,
У меня жена, ох, ревнивая.
У меня жена, ох, ревнивая.
У меня жена раскрасавица,
А приду домой, всё ругается.
А приду домой, всё ругается.

2. «Кто, рыцарь ли знатный иль латник простой,
В ту бездну прыгнёт с вышины?
Бросаю мой кубок туда золотой.
Кто сыщет во тьме глубины
Мой кубок и с ним возвратится безвредно,
Тому он и будет наградой победной».
Так царь возгласил и с высокой скалы,
Висевшей над бездной морской,
В пучину бездонной, зияющей мглы
Он бросил свой кубок златой.
«Кто, смелый, на подвиг опасный решится?
Кто сыщет мой кубок и с ним возвратится?»

3. Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове. Служили генералы всю жизнь в какой‑то регистратуре; там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности». Упразднили регистратуру за ненадобностью и выпустили генералов на волю. Оставшись за штатом, поселились они в Петербурге, в Подьяческой улице, на разных квартирах; имели каждый свою кухарку и получали пенсию. Только вдруг очутились на необитаемом острове, проснулись и видят: оба под одним одеялом лежат. Разумеется, сначала ничего не поняли и стали разговаривать, как будто ничего с ними и не случилось.

4. У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
Но мы Истории не пишем;
А вот о том как в Баснях говорят.
Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напиться;
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк.
Ягнёнка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питьё
Моё С песком и с илом? За дерзость такову Я голову с тебя сорву».

5. Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы раскричались – выезжает чудо‑юдо девятиголовое. Только на калинов мост въехал – конь под ним споткнулся, чёрный ворон на плече встрепенулся, позади чёрный пёс ощетинился… Чудо‑юдо коня – по бокам, ворона – по перьям, пса – по ушам! – Что ты, мой конь, споткнулся? Отчего, чёрный ворон, встрепенулся? Почему, чёрный пёс, ощетинился? Или чуете, что Иван – крестьянский сын здесь? Так он ещё не родился, а если и родился – так на бой не сгодился: я его одним пальцем убью!

Ответ:

Фольклорный: 1, 5
Литературный авторский: 2, 3, 4

5. Нередко писатели используют псевдонимы, и читатели зачастую знают только псевдоним, а не имя автора. Ниже приведён список настоящих имён писателей. Соотнесите имена с портретами.

Список настоящих имён писателей: Алексей Пешков, Джон Чейни, Аркадий Голиков, Александр Гриневский, Андрей Климентов.

  • Алексей Пешков — 2
  • Джон Чейни  — 3
  • Аркадий Голиков — 5
  • Александр Гриневский — 4
  • Андрей Климентов — 5

6. В художественной литературе часто используется фантастический (волшебный, чудесный) компонент. Определите по фрагменту текста те произведения, в которых этот компонент присутствует.

А знаете ли, отчего он такой всё невесёлый, всё молчит, знаете? Вот отчего он такой невесёлый. Пошел он раз, тятенька говорил, – пошёл он, братцы мои, в лес по орехи. Вот пошёл он в лес по орехи, да и заблудился; зашёл – Бог знает куды зашёл. Уж он ходил, ходил, братцы мои, – нет! не может найти дороги; а уж ночь на дворе. Вот и присел он под дерево; давай, мол, дождусь утра, – присел и задремал. Вот задремал и слышит вдруг, кто-то его зовёт. Смотрит – никого. Он опять задремал – опять зовут. Он опять глядит, глядит: а перед ним на ветке русалка сидит, качается и его к себе зовёт, а сама помирает со смеху, смеётся… А месяц-то светит сильно, так сильно, явственно светит месяц – всё, братцы мои, видно. Вот зовёт она его, и такая вся сама светленькая, беленькая сидит на ветке, словно плотичка какая или пескарь, – а то вот ещё карась бывает такой белесоватый, серебряный…

Гаврила-то плотник так и обмер, братцы мои, а она знай хохочет да его всё к себе этак рукой зовёт. Уж Гаврила было и встал, послушался было русалки, братцы мои, да, знать, Господь его надоумил: положил-таки на себя крест… А уж как ему было трудно крест-то класть, братцы мои; говорит, рука просто как каменная, не ворочается… Ах ты этакой, а!.. Вот как положил он крест, братцы мои, русалочка-то и смеяться перестала, да вдруг как заплачет… Плачет она, братцы мои, глаза волосами утирает, а волоса у неё зелёные, что твоя конопля. Вот поглядел, поглядел на неё Гаврила, да и стал её спрашивать: «Чего ты, лесное зелье, плачешь?» А русалка-то как взговорит ему: «Не креститься бы тебе, говорит, человече, жить бы тебе со мной на веселии до конца дней; а плачу я, убиваюсь оттого, что ты крестился; да не я одна убиваться буду: убивайся же и ты до конца дней». Тут она, братцы мои, пропала, а Гавриле тотчас и понятственно стало, как ему из лесу, то есть, выйти… А только с тех пор он всё невесёлый ходит.

Так я жил в одиночестве, и не с кем было мне поговорить по душам. И вот шесть лет тому назад пришлось мне сделать вынужденную посадку в Сахаре. Что-то сломалось в моторе моего самолёта. Со мной не было ни механика, ни пассажиров, и я решил, что попробую сам всё починить, хоть это и очень трудно. Я должен был исправить мотор или погибнуть. Воды у меня едва хватило бы на неделю.

Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам:
Их села и нивы за буйный набег
Обрёк он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.
Из тёмного леса навстречу ему
Идёт вдохновенный кудесник,
Покорный Перуну старик одному,
Заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях проведший весь век.
И к мудрому старцу подъехал Олег.

Девочка росла без подруг. Два-три десятка детей её возраста, живших в Каперне, пропитанной, как губка водой, грубым семейным началом, основой которого служил непоколебимый авторитет матери и отца, переимчивые, как все дети в мире, вычеркнули раз навсегда маленькую Ассоль из сферы своего покровительства и внимания. Совершилось это, разумеется, постепенно, путём внушения и окриков взрослых приобрело характер страшного запрета, а затем, усиленное пересудами и кривотолками, разрослось в детских умах страхом к дому матроса.

Позавтракав и сложив в нарты несложное лагерное снаряжение, путники повернулись спиной к радушному костру и зашагали вперёд, навстречу темноте. Воздух сразу огласился жалобным воем, со всех сторон раздавались голоса, перекликавшиеся между собой в ночном мраке. Разговор умолк. Около девяти часов начало светать. В полдень южный край неба окрасился в розовый цвет, и на нём чётко выступила линия горизонта, отделяя выпуклой чертой северный край от стран полуденного солнца. Но розовая окраска скоро исчезла. Серый дневной свет держался до трёх часов, затем и он угас, уступив место тёмной полярной ночи, окутавшей своим покровом безмолвную пустынную землю.

Ответ: 

Присутствует фантастический компонент:
1 (история про русалку)
3 (вещий Олег и кудесник)

7. Прочитайте стихотворение, ответьте на вопросы.
Яков Петрович Полонский (1819–1898)
Развалину башни, жилище орла…

(1) Развалину башни, жилище орла,
(2) Седая скала высоко подняла,
(3) И вся наклонилась над бездной морской,
(4) Как старец под ношей ему дорогой.
(5) И долго та башня уныло глядит
(6) В глухое ущелье, где ветер свистит;
(7) И слушает башня – и слышится ей
(8) Весёлое ржанье и топот коней.
(9) И смотрит седая скала в глубину,
(10) Где ветер качает и гонит волну,
(11) И видит – в обманчивом блеске волны
(12) Шумят и мелькают трофеи войны.
1845 г.

Какой стихотворный размер используется в стихотворении?

дактиль
хорей
амфибрахий
анапест

8. Укажите правильный вариант рифмовки в стихотворении.

перекрёстная
кольцевая
парная
нет рифмы

9. Как называется художественный приём (троп), использованный в строках 3–4?

(3) И вся наклонилась над бездной морской,
(4) Как старец под ношей ему дорогой.
гипербола
метафора
сравнение
метонимия

10. Назовите строфу, которой написано стихотворение. Используйте термин французского происхождения. Ответьте одним словом в И. п., ед. ч.

Ответ: катрен

11. Как называется вид рифмы, использованной в стихотворении?

женская
мужская
дактилическая
холостая

12. В каких строках содержится метафорический эпитет со значением «древний, старый»?

Ответ: 2,4,5

13. Какой троп присутствует в строке 7?

(7) И слушает башня – и слышится ей
Ответьте одним словом в И. п., ед. ч.

Ответ: олицетворение

14. Какая фигура речи использована в строках 3, 5, 7, 9, 11? Ответьте одним словом в И. п., ед. ч.

Ответ: анафора

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все ответы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: